Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
погрузки завтра к 17 часам у нас были большие сомнения, однако... Эти ребята из стивидорной компании, хотя и большие супостаты, но работать умеют и пустых обещаний на ветер не бросают. После окончания выгрузки и оформления докумен тов около 6 вечера снялись в Сорель. Спустя час, распрощались с лоцманом и на правились к проливу Кабота. А в океане приличная зыбь. От Галифакса до пролива Кабота расстояние небольшое, ходу всего 18 часов, поэтому в следующий полдень забежали с океана через пролив Кабота в залив Свя того Лаврентия. Погода хорошая: маловетрие, солнечно, видимость великолепная, температура воздуха +16°. Идем со скоростью 14 узлов (125 оборотов в минуту). Больше давать опасаемся — подшипники не разрушить бы окончательно. Да, эти районы открывал когда-то известный французский мореплаватель и веселый пи рат XVI века Жак Картье. Исследователь он был талантливый да и корсар, судя по некоторым скудным документам, легендарный. В навигации 1534— 1535 годов Жак Картье прошел из Атлантического океана через пролив Кабота в залив Святого Лаврентия и поднялся по заливу, а затем по одноименной могучей реке вверх по чти до нынешнего Квебека. Плавать летом в этих краях, скажу я вам, дорогой читатель, просто удоволь ствие. Конечно, тоже бывают проблемы и даже летом: штормы, туманы, иногда «бродят» небольшие айсберги, бывает довольно холодно. Но гораздо чаще моря ков встречают благоприятные условия. Это обычно наступает со времени входа судна в залив, особенно в реку Святого Лаврентия. Благодатные места, впрочем, почти такие же, как и на Дальнем Западе от острова Ванкувер в глубь материка. Необозримые просторы заливов... И все же это уже не океан! Свободные от нави гационных опасностей, традиционные глубоководные рекомендованные пути. Спросите у любого канадского лоцмана об особенностях приокеанских райо нов Атлантического и Тихоокеанского побережий, и вы непременно встретите ин тереснейшего собеседника и истового патриота своего края. Он будет долго рас сказывать о рыбалке, охоте, затем перейдет к запасам недр, к богатейшим место рождениям полезных ископаемых, а в заключение коснется неправильных действий, неумелой политики руководителей провинций и страны, которые почему-то не понимают и не спрашивают советов, как лучше использовать эти богатства для всех жителей. Здесь нет колоссальной изрезанности побережья, как в Западной Европе, нет узкого перезагруженного нескончаемыми встречными потоками Ла-Манша, бал тийских проливов, мелководий, колоссального нагромождения островов и банок, многодневных туманов Немецкого моря. В канадских водах, не только внешних, но и внутренних речных, какой-то благодатный простор, многие сотни миль вод ных путей, с отлично установленными системами разделения, полосами движения, службой контроля за судоходством с регулярным оповещением. И надежная, раз ветвленная связь, устойчиво работающая от дальних подходов к материку с океана и до конца Великого морского пути Сивэй. Удивительно, но факт — канадцы, прак тически не имеющие своего морского флота, уделяют огромное внимание обеспе чению безопасности мореплавания. А на судне старший помощник с боцманом уже начали проверку сивэйского оборудования. Работа большая и серьезная. Канадские власти очень строго отно сятся к готовности судов для плавания на Великие озера (на Сивэй — морской путь). Следует проверить состояние и опробовать в работе кранцы и бросательные кон цы без колотушек, проверить буйрепы и потом закрепить к якорям. Палубную ко манду расписать по швартовным местам и проинструктировать. Все оборудование предъявить в Монреале инспектору администрации Сивэя. 223
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz