Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

12 июня наши координаты: широта 43°10’ северная, долгота 49°16’ западная. Следуем курсом 270°. Штиль, солнечно, видимость исключительная, но довольно прохладно, всего +12°. Чувствуется дыхание Севера. Кстати, мы уже со вчерашне­ го вечера идем в зоне распространения айсбергов, но пока не встретили ни одного. Вахта на мостике усилена, штурмана и матросы непрерывно ведут наблюдение за водной поверхностью, постоянно работают радары. Во второй половине дня пересекли пятидесятый меридиан в западном направ­ лении и вышли из зоны айсбергов, определенной патрульными судами и авиараз­ ведкой канадских и американских служб. Легли на курс 280° — прямиком на бухту Галифакс. Какая же огромная разница между погодой в океане летом и зимой. Вот сейчас почти штиль, океан чуть рябит, вечернее солнце придает водной поверхнос­ ти особенно мягкий, теплый, чарующий блеск. Можно часами смотреть на вечно движущийся и неуловимо меняющийся безбрежный простор — восхитительное зрелище. Но мы не раз и не два бывали в этих широтах зимой во время переходов из Европы в Канаду и обратно. Из десятков зимних переходов через Атлантику с но­ ября по апрель наверное не припомнить ни одного случая благоприятного плава­ ния по погодным условиям. Мы всегда делили Атлантику на два района: восточ­ ный — от Ла-Манша до сорокового меридиана и западный — от сорокового до пролива Кабота в Канаде. В шестидесятые—семидесятые годы теперь уже про­ шлого века на линии Континент — Канада в зимний период от Мурманского паро­ ходства работали суда, имеющие усиленный ледовый класс. Это были небольшие теплоходы для перевозки генеральных грузов типа «Днепрогэс» — шесть единиц, «артисты» (так их звали моряки в связи с их названиями — «Станиславский», «Ле­ онид Леонидов», «Немирович-Данченко», «Иван Москвин» и «Василий Качалов»), а также «Повенцы» и «Пионеры». Главными в этой блестящей плеяде океанских гонщиков были настоящие арктические ветераны — «ледобои»: дизель-электрохо­ ды «Лена», «Обь», «Индигирка», «Гижига», «Наварин», «Павел Пономарев». Да, много тяжелых штормовых переходов через зимнюю грозную Атлантику досталось на долю славных полярных моряков за почти два десятилетия. Автору этих строк довелось работать на судах всех вышеуказанных серий. До сих пор с легкой грустью вспоминаю дизель-электроходы «Лена» и «Волховгэс», теплоходы «Немирович-Данченко», «Заполярный», «Вася Шишковский» и «Станиславский». Тяжелая, ответственная и крайне утомительная работа была на этих судах в зим­ ний период. Работали они по расписанию. Начинали рейсы, как правило, в бал­ тийских портах Вентспилсе, Риге, а чаще всего в Клайпеде. Там мы обычно заправлялись — получали топливо, пресную воду, продоволь­ ствие, необходимое техническое снабжение, груз на порты Канады. Заходили в ев­ ропейские порты: Гдыня, Гданьск, затем в шведский Гетерборг, немецкие Гамбург и(или) Бремен, потом Антверпен, иногда Роттердам и французские Гавр или Бор­ до, а оттуда... через океан в Канаду — Галифакс, порт Альфред, Три Риверс, Со- рель, Квебек, Монреаль. Разумеется, заходы во все перечисленные порты были не в каждом рейсе строго обязательны, это зависело от предъявляемых к перевозкам грузов. Во всяком слу­ чае, в первые годы функционирования этой линии таких заходов, особенно у судов типа «Повенец», было предостаточно. Линия Арктик-Лайн в конце шестидесятых и первой половине семидесятых была очень оживленной, рентабельной и весьма популярной. А рейтинг советского ледокольно-транспортного флота во всем мире был выше всех работавших на этих направлениях мореходных компаний, в том числе английских, немецких, голландских и других. Мурманские моряки многие 218

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz