Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

ка сумели отмыть четыре огромных судовых трюма от массы апатитовой остаточ­ ной грязи. В это было трудно поверить! И все же боцман Борис Чвала с матросами подготовили грузовые помещения к погрузке. Погрузка металлов в польских портах Гдыне и Гданьске продолжалась долго и трудно. Проблем — через край. Грузовые партии почему-то не отработаны, частые изменения в грузовом исполнительном плане, не хватает сепарационных и крепеж­ ных материалов. Много сложностей с обеспечением судна на длительный рейс топ­ ливом, техническим снабжением, продовольствием для экипажа. В последний майский день в Гданьском порту идет уже не погрузка в обычном смысле, а просто навал груза в трюмы. И положить конец этому беспределу прак­ тически невозможно. Поляки знают, что судно должно сегодня в конце суток уйти из порта и соответственно «помогают» сделать плановый отход. Эта практика нам давно знакома, поэтому приходится иногда мириться с откровенной халтурой в работе грузчиков. Надежда опять же на моряков — они зачистят огрехи стивидо­ ров, тем более, что до выхода в океан будет несколько спокойных для крепления грузов суток плавания. Итак, погрузка закончена, документы с большими хлопотами и доработками подписаны. На мостик поднялся лоцман, буксиры под бортом. «Команде по мес­ там стоять, с швартов сниматься!» В час ночи 1 июня «Дмитрий Донской» вышел из Гданьска, отпустили буксиры, попрощались с лоцманом и двинулись в белесые просторы Балтики на Запад. Ах, как хороша, очаровательна, летняя, почти белая ночь после отвратительной сутолоки чужих портовых городов. Через двое суток хорошего хода при отличных погодных условиях миновали проливы и узкости, рекомендованные фарватеры, прошли траверз мыса Скаген и вышли в пролив Скагеррак, а затем в Северное море. Тут погода штилевая, но до­ вольно плотная дымка с видимостью от полумили до двух миль. Приличное дви­ жение судов, активно рыскают во всех направлениях рыбаки. Ранним июньским утром вошли с востока в пролив Ла-Манш. Справа откры­ лись Английские берега. Места известные, именитые в морских кругах еще со вре­ мен парусного флота и былого морского могущества Британии. Здесь самые изве­ стные после Лондона и Ливерпуля порты: Саутгемптон, Портсмут, Брайтон, Пли­ мут и другие. Тут во второй половине XIX века ходили легендарные чайные клипера, завершая изумительные трехмесячные океанские гонки из портов Китая в Лондон. Эти берега видели знаменитых пассажирских колоссов, обладателей «Голубой ленты Атлантики»: «Куин Мэри», «Куин Элизабет», «Франсе», а также печально извест­ ных: «Титаника», «Луизитанию». Здесь вели свои парусные корабли в кругосвет­ ные плавания великие русские мореходы И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский, В. М. Головнин и О. Е. Коцебу, Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев, многие дру­ гие известные и отважные. Ла-Манш — это великие морские ворота в Мировой океан, суровый и прекрасный, очаровательный, а порою и очень опасный. На нынешнем переходе плавание в Ла-Манше оказалось сравнительно легким и спокойным. Судов немного: в дневные рабочие часы все стремятся быть в портах, вести грузовые работы. А наши моряки закончили дополнительные крепления гру­ за в трюмах. Выполнили все неплохо, добросовестно, по крайней мере, насколько это было возможно в походных условиях. 5 июня в 6 часов утра «Дмитрий Донской» миновал траверз скалы Бишоп на юго-западной оконечности Британских островов и вышел из Ла-Манша в Атлан­ тический океан. Это первый выход «Князя Дмитрия», как мы называли наш корабль, в океанский свет! Погода свежая, океанская: ветер западный — северо­ 216

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz