Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Они лучше приспособлены к плаванию, как в открытом море, так и между ле довыми скоплениями. В то же время это и дом морской, где приходилось жить эки пажу из семи человек в течение одного — полутора месяцев. Эти морские беспалуб ные суда имели паруса и комплект весел для гребли на небольших переходах. Сна ружи по днищу они были оборудованы двумя прочными килями (крени) с прибитыми к ним стальными полосами для лучшего скольжения по льдам и заснеженным участ кам. Суда эти, повторимся, были мало мореходны и не очень маневренны, но их кор пуса были очень прочны, что особенно важно в ледовых плаваниях. Корпус этой лодки имел наклон, способствующий выжиманию вверх при ледовых сжатиях. Теперь такие лодки уже не строят и, естественно, весновальным промыслом никто не занимается — все это ушло в историю поморского мореплавания. Кратко повторимся. Промысел весновальный продолжался месяц или немного более. В этот период промышленники перехватывали зверя, обитавшею на мор ских льдах, дрейфующих из Горла Белого моря на Север к океану. Промысел всеце ло зависел от господствующих ветров и, соответственно, расположения ледовых скоплений и залежек тюленей на них. В поисках добычи моряки-зверобои обшари вали все традиционные районы скопления льдов — несяки — восточнее острова Моржовец, песчаные кошки — Северные, Средние, Панфиловские. Эти, ныне хо рошо знакомые поморам, серьезные навигационные опасности были открыты и нанесены на карты славными российскими гидрографами еще в первой половине XIX века. Здесь, на суровых просторах Северного взморья, многие годы вели ис следования, милю за милей обследуя побережье, измеряя глубины, разведывая фар ватеры, достойные офицеры флота: лейтенанты Ф. П. Литке и М. Ф. Рейнеке, пору чики корпуса флотских штурманов: Иванов, Беляев, Бережных, Пахтусов, Рого зин, Селиверстов, Моисеев, Харлов и многие другие беззаветные русские— морского дела старатели. Это история знаменательная и дорогая всему просвещенному поморскому со словию. А в Долгощелье теперь свои заботы — сборы на вешний промысел. Работа идет широко. Разбросали снег и вытащили лодки на обширную площадку около пожар ного депо. Пять лодок готовятся к походу. А почему, собственно, лодки? Это же морские, хотя и беспалубные, суда, причем с богатой историей. Однако не будем нарушать традиции и память — лодки, ну и пусть лодки. Итак, лодки установлены на площадке. Далее — осмотр, устранения неболь ших неисправностей. Лодки, хотя и не новые, но еще достаточно прочные — ладно были сшиты местными мастерами. Все это занятия кормщиков и гарпунеров. Ос тальные члены экипажей тоже заняты выполнением различных поручений. В каж дое судно необходимо погрузить многие вещи. Прежде всего — дрова. Для морско го плавания на срок более месяца дрова — первейшее дело. Необходимо и воду изо льда и снега нагреть, и пищу готовить, да и обогреться, если уж очень холодно. Нужен запас продуктов минимум на два месяца. Еще старики говорили: «Идешь в море на день — бери хлеба на неделю». Тут и хлеб, сухари, мясные, рыбные, мо лочные припасы, чай, масло, сахар, ягоды. И, естественно, кое-какая посуда: кот лы, чайники, столовая посуда — все важно и необходимо. Потребуется и кое-что из одежды потеплее, овчинные одеяла, общие на всех для укрытия в ночное, особенно холодное время. Не обойтись и без брезентового буйна — укрыться от дождя, снега, от соленых морских брызг и всплесков волны, иногда залетающих через борт. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz