Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
профессионал высокого класса и старый добрый знакомый, молча, крепко, про никновенно пожал руку, сочувственно кивнул — без слов понятно — не первый раз прощаемся, скоро скатился на палубу катера, который лихо дернул в гавань. После 3 часов утра «Дмитрий Донской» вышел из Кольского залива в Баренце во море. Негромкие команды с мостика: «Якоря крепить по-походному; машина — полный вперед, переводить в морской режим. Кроме вахты, все свободны!». А на северо-востоке над чистым, резко очерченным горизонтом уже поднима ется дневное светило. Восходит солнце, начинается новый день, хотя... у нас, ка жется, и старый еще не кончился! На мостике энергично распоряжается вахтенный второй штурман Александр Швецов. Да, тот самый грузовой помощник, который по словам старпома нахапал почти 20 ОООтонн отвратительной апатитовой грязи! Ну насчет грязи, дорогой Юрий Карламович, ты... того! Это очень ценное, доро гое сельскохозяйственное удобрение. 6 мая в начале суток «Дмитрий Донской» пришел на рейд Ростока и встал на якорь. Связались с порт-контролем и местной морской агенцией «Шифсмаклерай». По информации этих солидных деловых партнеров нам придется постоять на внеш нем рейде на якоре в ожидании освобождения причала под выгрузку. Ну что же, дело обычное — судов много, а причалов мало, придется сутки-двое подождать своей очереди. Используя стоянку судна на рейде, старпом с утра развил кипучую деятельность по обучению экипажа к борьбе за живучесть судна. И это очень полезное дело: судно новое, головное, экипаж практически только сформировался, и крайне необ ходимо готовить все документы по обеспечению безопасности, которые затем от работать с аварийными партиями, группами, отдельными постами. Отработать все элементы защиты, действия моряков в критических аварийных ситуациях. После почти трехсуточной стоянки на внешнем рейде в конце суток 8 мая на борт прибыл немецкий лоцман. Снялись с якоря и пошли в порт. К полуночи ош вартовались к рабочему причалу Варнемюнде — пригороду аванпорта Ростока. Немецкие лоцманы и буксиры, надо сказать к их чести, работают уверенно, осно вательно, безупречно. Что ни говори, а национальные черты особенно четко про являются у людей в сложных напряженных ситуациях. Лоцманы-южане: итальян цы, испанцы, латиноамериканцы за непродолжительное время швартовки боль шого океанского корабля проявят себя в самых различных ипостасях: часто волнуются, жестикулируют, нередко горячатся, кричат, настроение у них меняется иногда до непредсказуемости. А немцы всегда спокойны, сдержаны, расчетливы, порою жестки и неторопливы. И порядок соответственно — если в Ростоке, вернее в гавани Варнемюнде, по правилам порта для швартовки такого судна, как наш «Дмитрий Донской», полагаются три буксира-кантовщика, то иного быть не дол жно и не будет. Хорошо работают лоцманы в немецких портах. Более тридцати лет хожу в германские порты и никогда не имел причин для претензий по швартовкам. Особенно бывало приятно наблюдать, как лихо разбираются с прибывающими с моря судами лоцманы на подходах к Эльбе, Везеру, Кильскому каналу, Ростоку. Почти в любую погоду, при всякой видимости они неизменно деловиты, спокой ны, профессионально безупречны. Сразу же после окончания швартовки и оформления прихода судна в порт сти видоры начинают выгрузку на два хода, то есть одновременно из двух трюмов. Груза на борту более 19 ОООтонн, и грузчикам приходится черпать эту апатитовую массу не менее четырех дней. Неприятный груз — пыльный, грязный. 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz