Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

атомоходы каналы в ледовых полях. Мастерски, порою кормой вперед, не теряя времени на развороты, окалывают подопечные транспорты в узких, забитых мел­ ким льдом участках каналов. «Россия» лидирует и, работая на полную мощность, крушит особо тяжелые сморози. А «Вайгач» скользит по обочинам канала, по­ стоянно помогая то одному, то другому транспорту. Да, плавание судов зимой в сложных ледовых условиях вдоль сумрачных обледенелых арктических побере­ жий, вероятно не лучший вариант. Но в Арктике всегда нелегко. А грузы нужны заполярным промышленным предприятиям. Их ждут люди, живущие и работаю­ щие в этих суровых, но богатейших природными ресурсами заполярных регио­ нах. Одновременно на запад идут караваны транспортных судов с грузами Но­ рильского горно-металлургического комбината. Они везут норильскую руду и файнштэйн для комбинатов Кольского промышленного комплекса, металлопро­ дукцию — медь и никель — для отечественных предприятий, а также на экспорт. Все это дорогого стоит. А навстречу нашему каравану из Енисейского залива спешит атомный ледокол «Таймыр». Его капитан Александр Хорьков — великолепный мастер ледовых опе­ раций, особенно на сложных, мелководных участках. Он уверенно ведет на корот­ ком буксире тяжелогруженый транспорт «Мончегорск». Подопечный значительно больше и массивнее своего лидера. Но наши атомоходы, их славные судоводители, умеют лихо управляться и с большими, и с малыми. Они поистине — короли! на зимних ледовых трассах. И вот 5 апреля после довольно сложного зимнего перехода три очередных транс­ порта с грузом под проводкой атомоходов пришли в знаменитый, заполярный порт Дудинка. А тут все: и могучий Енисей, и порт, и город еще в первозданном зимнем наряде — Сибирь! Но у причалов уже готовы к выходу в море очередные транспор­ ты и танкер. И очень приятно отметить, что работа ледокольно-транспортного флота на дудинской линии заметно активизировалась. Особенно успешно работа­ ют атомные ледоколы. Оживленно в Дудинском порту. Капитаны ледоколов ин­ формируют все суда о следующих выходах транспортов из Мурманска, о подходе к ледовой кромке, о формировании и движении караванов. Ледоколы быстро обме­ ниваются подопечными транспортами и уходят в море. Работают четко и согласо­ ванно — ни одного лишнего часа простоев. Взаимодействие между линейными (мор­ скими) и речными ледоколами налажено великолепно. И в этом немалая заслуга начальника штаба морских арктических операций Николая Григорьевича Бабича и капитанов ледоколов — профессионалы! А в заключение очень хочется выразить одно доброе пожелание руководству Мурманского морского пароходства. Господа, держите всеми доступными вам спо­ собами и средствами в надлежащем техническом состоянии и высокой эксплуата­ ционной готовности атомный ледокольный флот— лучшие корабли нынешнего века, созданные умом, талантом и трудом наших людей. Берегите их экипажи — этих превосходных моряков, высококлассных специалистов. Будет атомный ледоколь­ ный флот — будут доступны гигантские природные ресурсы арктических регионов. И они в конечном итоге сторицей окупят те, далеко не чрезмерные, затраты на содержание действующих и строительство новых атомных ледоколов. 14 — 166 *+

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz