Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

тил старую сморозь — вчерашнюю супостатку — знай наших! Благо «старуха» ока­ залась не очень жесткой, как смотрелась со стороны. Ухватив снова подопечного на «усы», ледокол устремился на юг, в сторону Енисейского залива. Начался но­ вый год, и могучие атомные ледоколы начинали прокладывать новые ледовые пути по зимним арктическим трассам. В наступавшем году в состав действующего фло­ та вступали вновь построенные атомные ледоколы и современные ледокольные транспорты типа «Норильск». Мурманское пароходство становилось мореходной компанией с самым молодым и самым мощным в мире ледокольно-транспортным флотом. Прошли годы напряженной работы в Арктике. Мне тогда пришлось работать несколько арктических навигаций на латвийских, теперь иностранных, танкерах. Ходили и на зимней линии Мурманск—Дудинка. Будучи участником зимних пла­ ваний и очевидцем работы ледокольного флота, хочется особо отметить велико­ лепную работу наших атомоходов. Запомнилась одна из зимних арктических навигаций в конце девяностых годов прошлого века. Был уже апрель — пик ледообразования в арктических морях. Ледовая обстановка в Арктике, особенно в ее западной части, той зимой сложилась крайне тяжелая. Кромка льдов в Баренце­ вом море выдвинулась значительно западнее мыса Канин Нос. Танкер подошел к ледовой перемычке и остановился в ожидании ледокольной проводки. Небольшая пауза в движении. Но вот со стороны Карского моря подходит атомоход «Совет­ ский Союз», ведя за собой дальневосточный танкер. И состоялась встреча. Капитан ледокола, ныне, к сожалению, уже покойный, Евгений Иванович Банников — опытный арктический мореплаватель — как все­ гда энергичен и распорядителен. Проходит не более получаса и переформирование караванов закончено. Танкер «Уренгой», поблагодарив ледоколыциков за отлич­ ную проводку, двинул на запад к чистой воде. А встречные суда, заняв указанные флагманом места в караване, направились на восток к Новоземельским проливам. Атомоход энергично расширяет и выравнивает старый ледовый канал, а три транс­ порта идут вслед за ним полным ходом. Да, умеют ходить и водить за собой кара­ ваны наши славные атомоходы. Мне, старому арктическому моряку, пришлось в свое время участвовать в караванах, которые вели легендарные ледовые ветераны: «Ермак», «Красин», старый паровой «Ленин», «Ф. Литке». И теперь особенно при­ ятно ощущать эти гигантские перемены в условиях и тактике ледового плавания. Движение могучего атомного ледокола среди ледовых торосов и сморозей кажется легким, стремительным и изящным. Однако по мере продвижения к востоку лед становится сложнее — машины транспортов работают на пределе. А в Карском море между островом Вайгач и полуостровом Ямал ледовая перемычка уже представляет собой сплошной много­ мильный ледовый монолит. Заснеженные ледовые поля даже под напором гигант­ ской мощности атомохода не сразу поддаются разрушению. Но вот со стороны Енисейского залива подходят (очень кстати!) атомные ледоколы «Россия» и «Вай­ гач» с двумя гружеными транспортами. И движение караванов заметно оживляет­ ся. Атомоходы общими усилиями дружно проломили самый заледенелый участок перемычки и выбежали на Ямальскую заприпайную полынью. Восточный караван под командой капитанов Анатолия Орешко на «России» и Владимира Танько на «Вайгаче» устремился на север к острову Белый и далее к Енисейскому заливу. А Евгений Банников на «Советском Союзе» повел дудинский отряд на запад, к ледовой кромке в Баренцевом море. Энергично, напористо рубят 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz