Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
тил старую сморозь — вчерашнюю супостатку — знай наших! Благо «старуха» ока залась не очень жесткой, как смотрелась со стороны. Ухватив снова подопечного на «усы», ледокол устремился на юг, в сторону Енисейского залива. Начался но вый год, и могучие атомные ледоколы начинали прокладывать новые ледовые пути по зимним арктическим трассам. В наступавшем году в состав действующего фло та вступали вновь построенные атомные ледоколы и современные ледокольные транспорты типа «Норильск». Мурманское пароходство становилось мореходной компанией с самым молодым и самым мощным в мире ледокольно-транспортным флотом. Прошли годы напряженной работы в Арктике. Мне тогда пришлось работать несколько арктических навигаций на латвийских, теперь иностранных, танкерах. Ходили и на зимней линии Мурманск—Дудинка. Будучи участником зимних пла ваний и очевидцем работы ледокольного флота, хочется особо отметить велико лепную работу наших атомоходов. Запомнилась одна из зимних арктических навигаций в конце девяностых годов прошлого века. Был уже апрель — пик ледообразования в арктических морях. Ледовая обстановка в Арктике, особенно в ее западной части, той зимой сложилась крайне тяжелая. Кромка льдов в Баренце вом море выдвинулась значительно западнее мыса Канин Нос. Танкер подошел к ледовой перемычке и остановился в ожидании ледокольной проводки. Небольшая пауза в движении. Но вот со стороны Карского моря подходит атомоход «Совет ский Союз», ведя за собой дальневосточный танкер. И состоялась встреча. Капитан ледокола, ныне, к сожалению, уже покойный, Евгений Иванович Банников — опытный арктический мореплаватель — как все гда энергичен и распорядителен. Проходит не более получаса и переформирование караванов закончено. Танкер «Уренгой», поблагодарив ледоколыциков за отлич ную проводку, двинул на запад к чистой воде. А встречные суда, заняв указанные флагманом места в караване, направились на восток к Новоземельским проливам. Атомоход энергично расширяет и выравнивает старый ледовый канал, а три транс порта идут вслед за ним полным ходом. Да, умеют ходить и водить за собой кара ваны наши славные атомоходы. Мне, старому арктическому моряку, пришлось в свое время участвовать в караванах, которые вели легендарные ледовые ветераны: «Ермак», «Красин», старый паровой «Ленин», «Ф. Литке». И теперь особенно при ятно ощущать эти гигантские перемены в условиях и тактике ледового плавания. Движение могучего атомного ледокола среди ледовых торосов и сморозей кажется легким, стремительным и изящным. Однако по мере продвижения к востоку лед становится сложнее — машины транспортов работают на пределе. А в Карском море между островом Вайгач и полуостровом Ямал ледовая перемычка уже представляет собой сплошной много мильный ледовый монолит. Заснеженные ледовые поля даже под напором гигант ской мощности атомохода не сразу поддаются разрушению. Но вот со стороны Енисейского залива подходят (очень кстати!) атомные ледоколы «Россия» и «Вай гач» с двумя гружеными транспортами. И движение караванов заметно оживляет ся. Атомоходы общими усилиями дружно проломили самый заледенелый участок перемычки и выбежали на Ямальскую заприпайную полынью. Восточный караван под командой капитанов Анатолия Орешко на «России» и Владимира Танько на «Вайгаче» устремился на север к острову Белый и далее к Енисейскому заливу. А Евгений Банников на «Советском Союзе» повел дудинский отряд на запад, к ледовой кромке в Баренцевом море. Энергично, напористо рубят 208
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz