Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
пойдешь — в Арктике все и всегда ходят — тут свои правила, стандарты и даже технические условия. А вообще ходить — двигаться — здесь при этих окаянных морозах несравненно выгоднее, чем стоять. Остановился — замерз. И все же выгрузка идет трудно, рывками — зимняя Арктика показывает свой нрав. Мороз уже -39°, всё как бы цепенеет. Не запускаются моторы — топливо не поступает, отказывают судовые лебедки, рвутся на морозе стальные тросы. Уголь в трюме смерзся в монолит. Грузополучатели ругаются: куда его везут — летом же завезли — вон целая гора стоит! Трудно людям, механизмам, транспортным сред ствам. Все работает на пределе, но... надо! Иногда на ледовый причал, к месту гру зовых работ спускается главный инженер-механик атомохода А. К. Следзюк. По койный ныне, Александр Калиныч был человек огромных, энциклопедических знаний и неуемной любознательности. Тут, на припае, его интересует работа тран спортных средств в экстремальных зимних условиях. Но, я думаю, что сейчас это его побочная заинтересованность. Главная забота инженера-механика — обеспе чение нормальной, стабильной работы огромного энергетического хозяйства срав нительно нового (всего три года) суперсовременного атомного корабля. Калиныч, как его за глаза любовно звали все моряки, сейчас внешне спокоен, как обычно. Но чувствуется внутренняя озабоченность и некоторое напряжение. Оно и понят но. Ледокол кажется впервые испытывает запредельные климатические условия работы. Но вот, наконец, мороз резко пошел на убыль — в Арктику прорвался очеред ной атлантический циклон. Усилился ветер, и температура воздуха поднялась до -24°. Это уже хорошо, грузовые работы снова заметно активизировались. Утром 26 декабря закончили выгрузку на Среднем и начали собираться в дальнейший путь. Прощание со старожилами Северной Земли было по-братски теплым — отважные люди. Они грустно шутят: «Ну уж коли сами-то уходите, так хоть прожекторы нам оставили бы — очень темно будет тут после вашего ухода — привыкли к свету!». Простите нас, друзья, но нам без прожекторов тоже крышка. Вот «Сибирь» слегка вздрогнула корпусом и будто не спеша, плавно покатила от ледового причала. «Гижига» тоже тронулась по свежему каналу за атомоходом. Пошли к острову Визе, затерявшемуся где-то в сумеречных просторах Ледовитого океана. Одна надежда на штурманов! Недаром когда-то царь Петр сказал: «Штур мана, хотя и простого звания, но в хитростно сложных навигацких науках весьма искусны!» А над Арктикой плывет бесконечная, морозная, полярная ночь. Далеко в северные широты забрались моряки. Тут зимой в свободном плавании кажется еще никто не ходил — мы, вероятно, первые. Капитан «Сибири» Валерий Шестопалов и его дублер Олег Березин мастерски ведут могучий атомоход. Оба сдержанно немногословные, энергично рубят ледо вые сморози, используют каждую трещину и разрыв в ледовой массе. «Гижига» на буксире — вплотную за кормой ледокола. «Словно у Христа за пазухой!» — бала гурит капитан Александр Маяцкий. За последние пять декабрьских дней моряки обслужили полярные станции на островах Визе и Уединения. Грузов было сравни тельно немного, да и погода выдалась более-менее сносная. Атомоход проложил приличные подходные каналы к островным припаям, и транспорт довольно легко подходит к выбранным для выгрузки площадкам. Нашему замечательному лидеру нестрашны никакие ледовые сморози. У него единственный серьезный критерий — запас глубины под килем. 31 декабря в припае у полярной станции «Уединения» закончили выгрузку, чем несказанно порадовали полярников. И то сказать, у этих славных, отважных пар- 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz