Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

пойдешь — в Арктике все и всегда ходят — тут свои правила, стандарты и даже технические условия. А вообще ходить — двигаться — здесь при этих окаянных морозах несравненно выгоднее, чем стоять. Остановился — замерз. И все же выгрузка идет трудно, рывками — зимняя Арктика показывает свой нрав. Мороз уже -39°, всё как бы цепенеет. Не запускаются моторы — топливо не поступает, отказывают судовые лебедки, рвутся на морозе стальные тросы. Уголь в трюме смерзся в монолит. Грузополучатели ругаются: куда его везут — летом же завезли — вон целая гора стоит! Трудно людям, механизмам, транспортным сред­ ствам. Все работает на пределе, но... надо! Иногда на ледовый причал, к месту гру­ зовых работ спускается главный инженер-механик атомохода А. К. Следзюк. По­ койный ныне, Александр Калиныч был человек огромных, энциклопедических знаний и неуемной любознательности. Тут, на припае, его интересует работа тран­ спортных средств в экстремальных зимних условиях. Но, я думаю, что сейчас это его побочная заинтересованность. Главная забота инженера-механика — обеспе­ чение нормальной, стабильной работы огромного энергетического хозяйства срав­ нительно нового (всего три года) суперсовременного атомного корабля. Калиныч, как его за глаза любовно звали все моряки, сейчас внешне спокоен, как обычно. Но чувствуется внутренняя озабоченность и некоторое напряжение. Оно и понят­ но. Ледокол кажется впервые испытывает запредельные климатические условия работы. Но вот, наконец, мороз резко пошел на убыль — в Арктику прорвался очеред­ ной атлантический циклон. Усилился ветер, и температура воздуха поднялась до -24°. Это уже хорошо, грузовые работы снова заметно активизировались. Утром 26 декабря закончили выгрузку на Среднем и начали собираться в дальнейший путь. Прощание со старожилами Северной Земли было по-братски теплым — отважные люди. Они грустно шутят: «Ну уж коли сами-то уходите, так хоть прожекторы нам оставили бы — очень темно будет тут после вашего ухода — привыкли к свету!». Простите нас, друзья, но нам без прожекторов тоже крышка. Вот «Сибирь» слегка вздрогнула корпусом и будто не спеша, плавно покатила от ледового причала. «Гижига» тоже тронулась по свежему каналу за атомоходом. Пошли к острову Визе, затерявшемуся где-то в сумеречных просторах Ледовитого океана. Одна надежда на штурманов! Недаром когда-то царь Петр сказал: «Штур­ мана, хотя и простого звания, но в хитростно сложных навигацких науках весьма искусны!» А над Арктикой плывет бесконечная, морозная, полярная ночь. Далеко в северные широты забрались моряки. Тут зимой в свободном плавании кажется еще никто не ходил — мы, вероятно, первые. Капитан «Сибири» Валерий Шестопалов и его дублер Олег Березин мастерски ведут могучий атомоход. Оба сдержанно немногословные, энергично рубят ледо­ вые сморози, используют каждую трещину и разрыв в ледовой массе. «Гижига» на буксире — вплотную за кормой ледокола. «Словно у Христа за пазухой!» — бала­ гурит капитан Александр Маяцкий. За последние пять декабрьских дней моряки обслужили полярные станции на островах Визе и Уединения. Грузов было сравни­ тельно немного, да и погода выдалась более-менее сносная. Атомоход проложил приличные подходные каналы к островным припаям, и транспорт довольно легко подходит к выбранным для выгрузки площадкам. Нашему замечательному лидеру нестрашны никакие ледовые сморози. У него единственный серьезный критерий — запас глубины под килем. 31 декабря в припае у полярной станции «Уединения» закончили выгрузку, чем несказанно порадовали полярников. И то сказать, у этих славных, отважных пар- 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz