Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Да, когда за дело берутся капитаны атомоходов, в Арктике всё или почти всё становится несложным и выполнимым. Вот, пожалуйста: не прошло и четырех ча сов, на всё про всё, а караван, попрощавшись гудками с полярниками станции «Сол нечная», двинулся по ледовому каналу на юго-запад, на выход из пролива Виль кицкого. Из того самого грозного пролива, к которому в былые времена знамени тые ветераны Арктики «Ермак», «Красин» и другие отваживались подступаться не ранее половины августа. А в начале октября уже дружно поворачивали на запад. А вот нынче, во второй половине декабря, атомоходы на траверзе мыса Челюскин лихо отсчитывают ледовые мили, и маяк на мысе весело подмигивает им: «Добро го пути, моряки, приходите еще!» Да, все говорит о скором начале круглогодичной навигации и на среднем участке Севморпути. Спустя двое суток караван уже вхо дил в устье Енисейского залива. «Ну, братцы, и ходите же вы! — шутя ворчит на атомоходцев капитан Петров. — Не остыли от Солнечной, а тут — на тебе — Енисей!». У атомоходов время — деньги. Уже получено новое задание. «Сибирь» после получения продуктов и технического снабжения с подошедшего из Мурманска ле докола «Капитан Драницын» направилась к стоящей в сторонке «Гижиге». Капи тан Шестопалов быстро и искусно «подсунул» корму ледокола вплотную под нос дизель-электрохода. Пользуясь случаем, я перехожу с ледокола на транспорт для продолжения работы в предстоящем снабженческом рейсе к Северной Земле. Мо ряки подают и крепят буксирные «усы» — все готово, пошли! Начался новый, очень важный зимний арктический рейс. И в самом деле, если зимние плавания к побере жью Ямала и на Енисей в Дудинку стали теперь как бы обычной морской практи кой, то грузовой рейс на далекие арктические острова: Средний, Визе, Уединения накануне Нового года это реальное проникновение в высокие широты централь ного полярного бассейна. Там зимой на ледовый припай еще никто не пытался выгружаться. Начинался новый этап дальнейшего освоения территорий огромно го, перспективного, но труднодоступного Арктического региона. Четверо суток в жесткой, упорной борьбе с тяжелыми многолетними льдами пробивались атомоход «Сибирь» и дизель-электроход «Гижига» к западному по бережью Северной Земли. Наконец, вышли севернее архипелага Седова на сравни тельно молодой ровный лед береговой заприпайной полыньи и начали «спускать ся» на юг. А еще через сутки караван подошел к месту назначения. Атомоход про ложил широкий подходной канал, и транспорт сравнительно легко встал к ледовому припаю острова Средний. Погода зимняя, арктическая — беспросветная полярная ночь, свежий ветер, мороз -32°. «Причал» с виду хорош — обширная, ровная ледо вая площадка, кстати, прилично освещенная направленными на нее мощными су довыми прожекторами. Да, великое дело — моряцкий опыт. Вот подошел к припаю транспорт первый раз. Но спустили трап, и моряки решительно, по-хозяйски, сошли на лед. Огляде лись, поздоровались с местным населением — полярниками, летчиками, погранич никами. Прошлись туда — сюда, проверили прочность припая, определились с ме стами складирования груза, наметили будущую трассу движения транспорта. Очень короткое совещание — тут долго не посовещаешься — уже -36° с ветерком! И вот первая команда судовым лебедчикам: «Пошли трактор и вездеход». Началась вы грузка. Бригады из моряков взялись за дело энергично, ухватисто, благо опыта в са- мовыгрузке этим ребятам не занимать. Только отдали грузовые гаки тяжеловесных стрел, а трактор уже рокочет мотором — его предварительно долго прогревали на судне. Вездеход пока только чихает и отфыркивается — холодно. Ну ничего, тоже 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz