Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Да, когда за дело берутся капитаны атомоходов, в Арктике всё или почти всё становится несложным и выполнимым. Вот, пожалуйста: не прошло и четырех ча­ сов, на всё про всё, а караван, попрощавшись гудками с полярниками станции «Сол­ нечная», двинулся по ледовому каналу на юго-запад, на выход из пролива Виль­ кицкого. Из того самого грозного пролива, к которому в былые времена знамени­ тые ветераны Арктики «Ермак», «Красин» и другие отваживались подступаться не ранее половины августа. А в начале октября уже дружно поворачивали на запад. А вот нынче, во второй половине декабря, атомоходы на траверзе мыса Челюскин лихо отсчитывают ледовые мили, и маяк на мысе весело подмигивает им: «Добро­ го пути, моряки, приходите еще!» Да, все говорит о скором начале круглогодичной навигации и на среднем участке Севморпути. Спустя двое суток караван уже вхо­ дил в устье Енисейского залива. «Ну, братцы, и ходите же вы! — шутя ворчит на атомоходцев капитан Петров. — Не остыли от Солнечной, а тут — на тебе — Енисей!». У атомоходов время — деньги. Уже получено новое задание. «Сибирь» после получения продуктов и технического снабжения с подошедшего из Мурманска ле­ докола «Капитан Драницын» направилась к стоящей в сторонке «Гижиге». Капи­ тан Шестопалов быстро и искусно «подсунул» корму ледокола вплотную под нос дизель-электрохода. Пользуясь случаем, я перехожу с ледокола на транспорт для продолжения работы в предстоящем снабженческом рейсе к Северной Земле. Мо­ ряки подают и крепят буксирные «усы» — все готово, пошли! Начался новый, очень важный зимний арктический рейс. И в самом деле, если зимние плавания к побере­ жью Ямала и на Енисей в Дудинку стали теперь как бы обычной морской практи­ кой, то грузовой рейс на далекие арктические острова: Средний, Визе, Уединения накануне Нового года это реальное проникновение в высокие широты централь­ ного полярного бассейна. Там зимой на ледовый припай еще никто не пытался выгружаться. Начинался новый этап дальнейшего освоения территорий огромно­ го, перспективного, но труднодоступного Арктического региона. Четверо суток в жесткой, упорной борьбе с тяжелыми многолетними льдами пробивались атомоход «Сибирь» и дизель-электроход «Гижига» к западному по­ бережью Северной Земли. Наконец, вышли севернее архипелага Седова на сравни­ тельно молодой ровный лед береговой заприпайной полыньи и начали «спускать­ ся» на юг. А еще через сутки караван подошел к месту назначения. Атомоход про­ ложил широкий подходной канал, и транспорт сравнительно легко встал к ледовому припаю острова Средний. Погода зимняя, арктическая — беспросветная полярная ночь, свежий ветер, мороз -32°. «Причал» с виду хорош — обширная, ровная ледо­ вая площадка, кстати, прилично освещенная направленными на нее мощными су­ довыми прожекторами. Да, великое дело — моряцкий опыт. Вот подошел к припаю транспорт первый раз. Но спустили трап, и моряки решительно, по-хозяйски, сошли на лед. Огляде­ лись, поздоровались с местным населением — полярниками, летчиками, погранич­ никами. Прошлись туда — сюда, проверили прочность припая, определились с ме­ стами складирования груза, наметили будущую трассу движения транспорта. Очень короткое совещание — тут долго не посовещаешься — уже -36° с ветерком! И вот первая команда судовым лебедчикам: «Пошли трактор и вездеход». Началась вы­ грузка. Бригады из моряков взялись за дело энергично, ухватисто, благо опыта в са- мовыгрузке этим ребятам не занимать. Только отдали грузовые гаки тяжеловесных стрел, а трактор уже рокочет мотором — его предварительно долго прогревали на судне. Вездеход пока только чихает и отфыркивается — холодно. Ну ничего, тоже 205

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz