Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
мощь дизельных генераторов и атомных реакторов. И главным препятствием была не запредельная толщина льдов, а их чрезмерная торосистость, заснеженность, вяз кость и, что самое неприятное, частые и сильные сжатия, перегруппировки ледо вых масс под воздействием приливо-отливных течений и постоянно меняющих на правление ветров. Наконец, миновали «желоб» и вышли на сравнительно ровные ледовые поля с толщинами 30—50 сантиметров и торошением 1—2 балла. Тут пошли легче и быс трее. Погода разгулялась — ветер 2—3 балла западный, но морозы еще держались приличные----- 26—28°. Скорости увеличились до 8 узлов. Мы в последние сутки больше переживали за «Гижигу», чем за себя. Два ее лидера — «Ленин» и «Мур манск» — старались изо всех сил, но порою казалось, что они действуют не очень согласованно. Наш старпом, глядя на все эти потуги ледоколов, как-то в сердцах бросил: «Замордовали пароход!..». Ну... со стороны, дорогой Александр Михай лович, всегда проще. И еще нам достался на этом переходе один серьезный ледовый экзамен в районе Карских Ворот, на его восточных и западных подходах, да и в самом проливе. А лед, между прочим, за время, что мы прошли на восток и возвратились обратно, что составляет ровно месяц, много прибавил, стал по-настоящему зимний, замате рел, заснежился, местами здорово наторосило. Да и погода способствует, мороз снова -31°, правда, ветер совсем упал — маловетрие. Но что приятнее, так это ста ло светлее днем, ведь уже январь завершается. Ну и, естественно, к дому ближе — настроение у моряков заметно повышается, больше и оживленнее обсуждаются до машние, в смысле, мурманские дела. С трудом пробираемся к Карским Воротам. Тяжелые торосистые сморози. Даже «Ленин» временами спотыкается. «Мурманск» ведет «Гижигу» на буксире. Вот после очередного застревания и признанный на этом переходе фаворит наш «Дмитрий Донской» тоже оказался на «усах» за «Арктикой». А куда денешься — Новоземель- ский колоб, как звали этот ледовый участок поморы, крепко стоит за себя — тоже крепкий орешек. Справедливости ради заметим, что этот приновоземельский ледо вый массив можно уверенно поставить на третье место после Енисейской перемыч ки и «желоб» у острова Белый. Я, вероятно, излишне растянул повествования об этих ледовых плаваниях. Но очень хотелось охарактеризовать как очевидцу этот нелегкий зимний путь на западном участке трассы Северного морского пути от Новой Земли до среднего течения на Енисее, как его окрестили, на Дудинской ли нии, причем в конкретный период времени — в январе. Поздно вечером 26 января «Дмитрий Донской» под проводкой «Арктики» про шел Карские Ворота, вышел на ледовую кромку, тепло и проникновенно, с благо дарностью попрощался с ледоколыциками и направился на запад, в Мурманск, домой! «Арктика» развернулась и налегке побежала навстречу трем отставшим спут никам. Они тоже одолели пролив и теперь сражались с последней небольшой пере мычкой. У нас по носу лед блинчатый 5—6 баллов, уже заметна зыбь с запада. Ветер западный 5 баллов, резко поднялась температура — за бортом -8°. Наши спутники, передает радист, в сорока милях сзади нас. Мы еще долго шли самостоятельно в молодом темно-сером и блинчатом льду и только в 60 милях восточнее острова Колгуев вышли на чистую воду. А сутки спу стя, уже где-то западнее меридиана Святой Нос, погода стала резко меняться. Ве тер от запада — северо-запада усилился до 7—8 баллов, ветровая волна еще не большая, но наваливается зыбь с просторов Баренцева и Норвежского морей, с Атлантики. Еще держится морозец до -15°. Началось сильное обледенение носо вой части судна, палубных устройств, снастей. Скорость упала до 12 узлов. 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz