Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

«Мышевского» и повел к Енисею в Дудинку. Ледокол «Мурманск» пристроил себе в кормовой вырез «Гижигу». «Арктика» собирается буксировать вплотную «Дмит­ рия Донского». Я всегда с неприязнью относился к плаванию «на усах». Попытал­ ся отговориться и сейчас, но Василий Александрович Голохвастов твердо настаи­ вает на буксировке. Пришлось согласиться: Голохвастов только пришел и знает ледовую обстановку лучше меня. Завели и закрепили «усы», но при первой же попытке сдвинуть нас с места бук­ сир оборвался. Тут выявилась общая промашка. С одного борта по каналу прохо­ дили ледоколы, и лед был в движении. А другой борт напрочь примерз к ледовой кромке (мороз уже -30°). Этот борт... не окололи! Впредь наука! Уже к концу суток окололись, завели новые «усы» и, наконец, начали движе­ ние. А спустя две вахты севернее Ефремова камня вышли из припайных сморозей на ровные, молодые, ледовые поля, отдали буксир и побежали самостоятельно за «Арктикой». Позади нас идут тоже самостоятельно «Мурманск» и «Гижига». Лед ровный — 20—25 сантиметров, ход хороший — более 11 узлов. Практически пер­ вая часть морского перехода была сравнительно легкой. Что-то не ладилось у «Ги- жиги» — застряла основательно, и «Мурманск» пошел выручать свою подопеч­ ную. Мы по распоряжению «Арктики» уменьшили ход до малого — ожидаем от­ ставших. Самым трудным в ледовом отношении на переходе от устья Енисея до Карских Ворот оказался, как мы и ожидали, участок севернее острова Белый. Здесь к кара­ вану присоединился атомоход «Ленин». Однако от этого мало что изменилось. Те­ перь «Гижигой» занимаются «Ленин» и «Мурманск». В общем-то получается до­ вольно роскошный вариант: один дизель-электроход тащат два ледокола — ато­ моход и мощный дизель-электрический. Учитывая, что груз на «Гижиге» что-то около 6 тысяч тонн, слишком дорого все это обходится. А вот «Дмитрий Донской» со своим грузом более 14 тысяч тонн, хотя и с трудом, но идет за «Арктикой», — молодец, «Князь»! Кончилось все это напряжение тем, что мы остановились, а все три ледокола ведут «Гижигу» вперед, пока не кончится сжатие. Сжатие для нас, правда, неопас­ но. Но приходится работать машиной во избежание заклинивания винта. Нако­ нец, протащив «Гижигу» на 12 миль вперед, «Арктика» возвратилась к нам. За это время сжатие кончилось, и мы снова самостоятельно пошли за атомоходом, посте­ пенно догоняя теперь уже передовой отряд: «Ленин», «Мурманск», «Гижигу». Да, здесь в «ложбине» в зимние времена бывало немало всевозможных ледовых происшествий. Иногда создавались такие ситуации, что, как говорят, нарочно не придумаешь. Помню, однажды во время сильнейшего сжатия теплоход «Степан Разин», словно норовистый конь, вдруг сорвался с буксира «Ленина» и кормой впе­ ред устремился на стоящий невдалеке другой транспорт. В другой раз «Арктика» неожиданно воткнулась в жесткий торос, а следовавший на «усах» за ней «Дмит­ рий Пожарский» выскочил из выреза в корме атомохода, тоже оборвал «усы» и пошел, как говорят моряки, считать релинги — стальные ограждения вместе с план­ ширем. Много бывало тут ледовых случаев, но ничего не поделаешь — Арктика силь­ нее любого атомохода. И в этих условиях еще и еще раз убеждаешься в нелепости журналистских и прочих определений:«.. .покорители Арктики, хозяин Арктики?!». Нет, господа, — Арктика — это серьезно, особенно зимой. Долго, трудно, упорно бились три ледокола с двумя транспортами, огибая с севера остров Белый. Много порвали буксирных «усов», до предела напрягали всю 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz