Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
ди, — ледокол «Мурманск» заклинился — часа два бьется вперед-назад. Но капи тан Владислав Степанович Смолягин не любит выступать по поводу и без. Он упор но, целеустремленно, квалифицированно управляет ледоколом — раскачивает, маневрирует машинами и рулем. Наконец, приходит удача — стронулся «Мур манск», освободился из клинения. Снова начинают рубиться парой, расширяя ле довый канал. Да, много сломано копий на этом тяжелейшем плесе между Шайтанским и Кре стовскими, много обломано и утоплено могучих стальных лопастей гребных вин тов ледоколов. Больше всех тут досталось «капитанам»: «Сорокину», «Николае ву», «Драницыну». Я знаю это не понаслышке — в качестве капитана-наставника ходил на них в зимние навигации с 1979 по 1983 годы. И хочется с благодарностью и глубоким уважением вспомнить достойных, отважных капитанов этих ледоко лов В. С. Вакулу, А. М. Кошелева, Ю. М. Карлова, Г. Н. Кубышкина, В. С. Смоля- гина. На долю этих ледоколов, которыми они командовали, выпали самые тяжкие испытания по проводке транспортов в первые зимние периоды круглогодичной навигации на Дудинку. Но все когда-либо кончается. И мы, наконец, пробились к Крестовским остро вам. А тут стоит... «Гижига» в ожидании ледокола. Опять вместе, старые добрые коллеги-соратники! В проливе Крестовском легли в дрейф ожидать подхода ато мохода «Арктика». Остановились передохнуть и «Капитан Сорокин» с «Мурман ском». Лед припайный 100—120 сантиметров, заснежен. Погода приличная: маловет- рие, морозец -20°. Пользуясь некоторой паузой в движении, решил совершить лыж ную прогулку по окрестностям до места стоянки ледокола «Мурманск». Зашел «на огонек» к старому приятелю — капитану ледокола Владиславу Степановичу Смо- лягину. Побеседовали за чашкой кофе о разных арктических проблемах. Хорошо на лыжах! Прекрасно на свежем воздухе, даже -20° — не помеха. Мимо, правда, сравнительно далеко промчалась собачья упряжка — видно, охотник с острова на остров. Вспомнил в этой связи один случай. Года два назад, осенью 1976 года, теплоход «Капитан Панфилов» стоял здесь тоже в ожидании под хода каравана. А я, пользуясь стоянкой, спустился на лед осмотреть корпус судна. Вдруг, откуда ни возьмись, подходит на лыжах местный охотник, по виду корен ной арктический мужичок, — крепкий, среднего роста, лет под тридцать. За плеча ми рюкзак. Поздоровался и говорит: «Купите, пожалуйста, песцовую шкурку — хорошая, выделанная». — «И что же ты хочешь за нее?» — спросил я. — «Однако, две бутылки водки или 50 рублей». Я ответил: «Водки у меня нет, да если и была бы, не дал — выпьешь и по дороге замерзнешь. А за деньги куплю. Я понимаю, что ты охотник и продаешь свою добычу — это законно». Купил я у охотника велико лепную шкурку песца и привез в подарок моей любимой дочечке. Дочь и мама были в восторге. С помощью каких-то материалов они превратили эту отличную шкурку в замечательное чучело. Восторгу моих славных любимых хозяек не было предела. Сейчас, после лыжной прогулки, я тоже осмотрел со льда корпус «Дмитрия Донского». Корпус чистый, смотреть удобно. Никаких видимых повреждений или заметных обжатий металла на ватерлинии нет. Пока все хорошо, корпус в порядке. 22 января около 16.00 подошел с севера атомный ледокол «Арктика» с «Капи таном Мышевским». Начались оживленные переговоры по УКВ-связи между ка питанами ледоколов. Больше всех, как обычно, выступал В. С. Вакула. Правда, у него были и дельные предложения. После передаточных операций начали форми ровать караваны для дальнейшего следования. «Капитан Сорокин» взял «на усы» 19В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz