Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

К полудню прошли Турушинский перекат и спустились на большие глубины. Глубина на перекате, как я уже ранее отмечал, 920 сантиметров, при осадке кормой 855 сантиметров запас под килем теоретически 25 сантиметров, но эхолоты пока­ зывают более метра — запас есть. Вот погода неважная: ветер восточный 4 балла (около 10 метров в секунду), мороз -20°, небольшая метель — поземка, парение канала — ничего не видно по носу, одним словом, каторжная погода. На подходах к Яковлевской косе остановились. Инженеры-испытатели замеря­ ют толщины льда и определяют скорости судна. Ребята из Ленинграда честно, истово «отрабатывают свой хлеб». Лед 100— 110 сантиметров — много! Снег 20 сантиметров; скорости в свежем канале при 90 оборотах в минуту 6 узлов, при 110 оборотах (средний ход) 8 узлов, при 130 оборотах (полный маневренный, чуть более маневренного) 11,5 узла. Отличные результаты. Отработали очередной этап испытаний, двинулись далее вниз по реке. А мне припомнился один приятный эпизод. Это было четыре года назад в кон­ це октября 1974 года. Мы на теплоходе «Устилуг» остановились, как раз здесь, в ледовом канале, ожидать подхода ледокола. Стоянка затягивалась. Рано утром ко мне в каюту заходит старпом Юрий Георгиевич Пошевеля. Не могу не вспомнить с грустью этого, к сожалению, теперь уже покойного, замечательного, добродушно­ го, воспитанного и всеми глубоко уважаемого человека — вечная ему память. И вот Юрий Георгиевич говорит: «Леонид Степанович, извините за беспокойство. Тут пришли с берега по льду два рыбака. У них беда — поплавки поставленных сетей примерзли снизу ко льду. Они не могут вдвоем вытащить сети и боятся, что сети погибнут. Просят помочь». — «Ваше мнение, Юрий Георгиевич?». Старпом, естественно, очень хочет помочь рыбакам. «Хорошо, возьмите несколько моряков- добровольцев и сходите — надо помочь людям. Только осторожно там — лед све­ жий, течение приличное, осторожнее». Старпом взял моряков, нашли санки, положили на них кое-какой инвентарь — ломики, топоры, лопаты — и весело побежали к сетям. А лед молодой еще, тонкий (хотя для людей, безусловно, надежный), но самое примечательно — чистый, прозрачный, как стекло. Прошло около двух часов и снова появился старпом, ве­ селый, румяный с мороза. Доложил, что сети освободили, и рыбаки дали свежей рыбы — будем варить уху для экипажа. Ну и отлично — морякам благодарность. А к вечеру к трапу подъехали две собачьи упряжки. Привезли два или три больших мешка мороженой рыбы. Старший зашел к капитану. Он горячо благодарил стар­ пома и моряков за то, что они спасли их от рыбацкой катастрофы — потери всех сетей. В заключение рыбак сказал: «Мы специально поехали, чтобы отблагодарить Вас и Ваших ребят за помощь — привезли экипажу рыбы. А то... старпом взял утром несколько рыбин в пакет?! Пусть моряки побалуются свежатинкой — мы на нее смотреть не можем!». Хороша была сибирская свежая речная рыба: муксун, чир, еще что-то. Приятно вспомнить добрые, братские взаимоотношения людей-севе- рян, добрых и отзывчивых. А вот теперь мы обогнули Сопочную коргу, миновали мыс Шайтанский, точ­ нее, бар у мыса. Впереди самый тяжелый участок пути — до пролива Москвы у Крестовских островов. Заснеженные сморози, торосы. Лед с торошениями тут уже около полутора метров, обжигающий ветер, метель. За вахту прошли 10 миль. Около 3-х часов окалывались и перебирались с одного канала в другой. Капитан Виктор Семенович Вакула на высоченном мостике своего ледокола всю вахту выступает с речами, направленными на повышение скоростей, — пустое дело, уважаемый коллега! Не идет судно по старому, забитому ледовой кашей каналу. Вон, впере­ 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz