Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

начинается Турушинский перекат с ограниченными глубинами, недоступными для осадки «Мурманска». Теперь у нас единственный лидер «Капитан Сорокин». Через пару часов трудного ледового пути застряла и остановилась «Гижига». Теперь, кажется, наш черед. Однако поход продолжается, правда, уже только с «Со­ рокиным». Думаю, что Виктор Семенович Вакула, капитан «Сорокина», допустил ошибку, оставив «Гижигу», да еще допустил довольно невежливый выпад против своего старого коллеги и друга капитана Татурчука. Ну, что он мог поделать, если у судна не хватило мощности. Тут следует признать, что наш «Дмитрий Донской» оказался мощнее уже немолодой, изрядно поработавшей «Гижиги». Новый балкер стараниями, главным образом, опытного старшего механика Фомина шел на всем ледовом пути мощно, активно, поспевая в каналах за ледоколами. Поздно вечером на одном из крутых поворотов застряли и мы. Ледокол про­ шел с обновлением канала через перекат. Возвратившись, околол нас и «запустил» самостоятельно по свежему каналу. А сам отправился выручать «Гижигу». Трудно, на пределе мощности, «Дмитрий Донской» самостоятельно одолел перекат, за что получил похвалу «вожака», прошел до конца обновленного канала и остановился поджидать спутников. Здесь, в среднем течении Енисея, берега несколько оживленнее. Кое-где светят­ ся огни селений, рыбацких станов, горят створные огни. Изредка вдоль берега про­ носятся оленьи упряжки, иногда мчится с лаем и визгом собачья ватага. Изредка встречается или обгоняет снегоход, а то и какой-нибудь вездеход. Настал последний день уходящего в историю 1977 года — 31 декабря. А мы продолжаем свой трудный ледовый поход по Енисею. После многочасовых ноч­ ных мытарств с обновлением ледового канала и выводом на него усталых транс­ портов «Капитан Сорокин», наконец, возобновил движение каравана. Впрочем и на ледоколе тоже немало проблем с устойчивой работой схемы, неисправностью дизельных генераторов. Сейчас идет на четырех дизелях из шести, что, естественно, сказывается на успешном движении каравана. Погода сегодня отличная, новогодняя: маловетрие, морозец -25°, лед по заме­ рам специалистов 60—70 сантиметров, заснеженность 20—30 сантиметров. Ско­ рость каравана около 8 узлов, что на береговые мерки около 15 километров. Это, надо согласиться, неплохо. В 10 часов утра прошли мимо поселка Караул — до Дудинки осталось 100 миль, или по-сухопутному 185 километров. Спустился немного отдохнуть, оставив на мостике своего дублера. У моряков праздничные, новогодние хлопоты-заботы — готовятся к встрече Нового года. И это хорошо, отвлекает моряков от трудностей суровых условий зимнего ледового плавания. В кают-компании и красном уголке великолепно убранные и украшенные кра- савицы-ёлки, предусмотрительно приобретенные в Мурманске перед отходом суд­ на. Кстати, мы и для ледоколов прихватили несколько живых зеленых красавиц и раздали при встречах всем собратьям по «зеленокосой девушке!». Да, как вспом­ нишь, где только не приходилось встречать Новый год! На Кубе и в Балтийских проливах, на экваторе тоже дважды в 1956 и в 1957 годах, в Арктике у острова Уединения, в канадском Монреале, точнее на реке Святого Лаврентия при подходе к Монреалю. Помню, как в английском порту Ньюпорт стоявшие у причалов суда в новогоднюю ночь (кажется, на 1969 год) гудели с намерением, кто дольше?! Мы, кажется, не были чемпионами, но штурмана старались во всю по принципу: «По­ пал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй!». С большим сожалением можно добавить, что вот дома в кругу родных, близ­ ких, самых дорогих людей, приходилось встречать этот славный праздник очень редко. И как вечный укор звучат в памяти грустные слова моей дорогой дочери 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz