Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

живали испытания, но экипаж к этому уже привык. На пути от островов Крестов­ ских к мысу Шайтанскому сделали небольшую остановку. Ледокол «Мурманск» пошел обновлять канал для идущих от Диксона «Арктики» и «Гижиги». Пользуясь остановкой, осмотрели со льда корпус судна снаружи. Видимых по­ вреждений нет, все в полном порядке, молодец наш новый теплоход. Правда и льды еще сравнительно легкие — молодые, осенние. У моряков, особенно у старпома с обслуживающим персоналом, свои дополнительные заботы — скоро, уже через пару дней, Новый год! Судовая общественная комиссия во главе с первым помощником Матюничевым заговорщески шепчутся по поводу праздничных мероприятий. Но­ вый год — праздник особенно знаменательный, всеми любимый, и независимо от того, где находится судно, моряки готовятся и встречают его с особым душевным трепетом и подъемом. А вот оживления на судоходных арктических трассах в последнее время не наблюда­ ется. Пожалуй, на всем пути от Колгуева до Енисея только и встретился дизель- электроход «Лена». Правда, сегодня получили информацию о том, что из Дудинки выходят ледокол «Капитан Сорокин» и дизель-электроход «Капитан Мышевский». Оно и понятно — арктическая навигация идет к завершению, конец декабря на дворе. Как ни раскладывай, а теперь в Арктике работать под силу только мощным специализированным судам с усиленным и арктическим ледовым классом. С севера подошли «Мурманск» с «Гижигой», мы пристроились в канал за ними, и все трое последовали далее к устью реки Енисей. Дистанция между судами крат­ чайшая: всего 1,5—2,0 кабельтова, это около 300 метров. Если расстояние увели­ чить, транспорты застревают в ледовом канале. Лед быстро смерзается, температу­ ра наружного воздуха -39°. В судовых помещениях тоже довольно прохладно: мороз и резкий ветер «прошивает» любые переборки с самой современной утепли­ тельной защитой. Холодно и на мостике. Трудные, экстремальные условия работы, особенно для молодых моряков. Та­ кое впечатление, будто постепенно втягиваемся в темное, бесконечно студеное, мрачное, ледовое пространство. Вот слева в ледяной дымке прорезается угрюмо­ мрачный обледенелый мыс с очень выразительным названием Шайтанский! При одном виде его легкий озноб пробирает. Ну, ничего, друзья-моряки, постепенно освоимся и с этими суровыми пейзажами. Моя покойная бабушка, истовая, отваж­ ная поморка, говаривала: «А ничего, привыкнешь, так и в аду хорошо!». После полуночи обогнули довольно сложную в навигационном отношении каменистую Сопочную коргу — длинную узкую косу, врезавшуюся далеко в воды Енисея. Капитан «Мурманска» Владислав Смолягин, виртуоз ледовых проводок, выполнив великолепный маневр, сделал отличный, плавный поворот канала по­ чти на 90°. А «Дмитрий Донской» и «Гижига», предельно поднатужившись, что называется на одном дыхании, без остановки обогнули эту каверзную коргу. Впе­ реди по курсу раскинулся необъятный устьевой плес батюшки-Енисея, скованный речным льдом. 30 декабря в полдень в районе Яковлевской косы встретились с ледоколом «Ка­ питан Сорокин». Остановились для передачи почты и пассажиров. Здесь по-насто­ ящему зимний лед толщиной 60—70 сантиметров и около 30 сантиметров снега. Мороз -22°, парение канала, ветер встречный, южный около 20 метров в секунду, сильная метель, видимости практически нет. Уладили передаточные дела и двинулись вверх по реке по свежему каналу. Впе­ реди идет «Мурманск», за ним «Капитан Сорокин», далее «Дмитрий Донской» и «Гижига». В 16.00 прошли Байкалово, и «Мурманск» закончил проводку. Далее 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz