Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Ранним утром произошел очень неприятный инцидент в движении каравана. В 4 часа 5 минут при смене вахт наши дублер капитана Куклин и старший помощ ник Доброслав заметили, что идущие в то время «Ленин» с «Гижигой» на буксире застряли в ледовом канале и остановились. Атомоход «Арктика», имея в полутора кабельтовых за собой «Дмитрия Донского», дал полный ход и решил в таком со ставе попутно околоть коллег. А проходя по борту «Ленина»... тоже застрял и бы стро остановился. Наш «Дмитрий Донской» полным ходом идет по свежему кана лу и, несмотря на данный с мостика дублером капитана аварийный полный задний ход и положенный на борт руль, стремительно летит на атомоходы. Как рассказы вали потом очевидцы, казалось, катастрофы не миновать. Огромный транспорт массой более 20 тысяч тонн своим устрашающе могучим ледокольным носом наце лился на кормовую часть надстройки атомохода... Однако, налетев скулой на угол крепкой ледяной сморози, рудовоз резко бро сился влево и, вклинившись на большой скорости между атомными ледоколами, тоже сел — остановился. Расстояние до «Ленина» было 2—3 метра, а с «Арктикой» сошлись почти вплотную... Все замерло, нависла тяжелая пауза. Два атомохода избежали сокрушительного, все разрушающего удара. Да, произошло немыслимое чудо! Первым нарушил молчание капитан «Гижиги», мудрейший и старший Анд рей Владимирович Татарчук, который проговорил: «Да, кто-то тут в рубашке ро дился!..». Очень опасный маневр совершил, точнее пытался совершить, вахтенный штур ман «Арктики». Пошел на околку двух судов с крупнотоннажным транспортом на «хвосте» и даже не предупредил его об этом. Был получен жестокий урок хорошей морской практики, особенно при плавании во льдах. После некоторой разрядки, необходимой при таких обстоятельствах, караван снова перегруппировался. «Арктика» первый раз взяла «Дмитрия Донского» на «усы» в кормовой вырез вплотную. «Ленин» с «Гижигой» на буксире последовали за ними, а «Мурманск» опять оказался на подхвате. Ему, кстати, тоже работы хва тало — тяжелый оказался ледовый участок севернее Белого. Однако мы шли на буксире недолго. В начале следующей вахты на одном из поворотов в канале лопнул буксирный трос-«усы». Это произошло в нашем пра вом якорном клюзе — трос перетерся о кромку клюза. Да, действительно, «первый блин комом!». Вначале у нас, да и у ледокольщиков тоже, сложилось грустное впе чатление, что эти большие и тяжелые рудовозы, особенно с грузом, из-за огромных суммарных масс на буксире вплотную за атомоходом не пойдут. Но к счастью, наше первое мнение оказалось ошибочным. Судоводители ледо колов все же приноровились к новым условиям работы с нами во льдах и постепен но приспособились к буксировке вплотную и рудовозов, и еще больших по разме рам транспортов СА-15 типа «Норильск». Возвращаясь к нашему плаванию, добавим, что мы все-таки пошли самостоя тельно за «Арктикой», благо вскоре лед стал ровнее и легче, движение наладилось, и скорости заметно возросли. А «Ленин» с «Гижигой» последовали в Диксон для выгрузки небольшой партии груза. Около полудня обогнули остров Вилькицкого и уже под вечер, миновав линию Диксон — Носок, вошли в Енисейский залив. Специалисты-испытатели снова начинают проводить разнообразные испыта ния на ледопроходимость, прочность корпуса. Планы испытаний у них обширны, кабы все это пошло на пользу дела. Проводить испытания желающих много, осо бенно на новых головных судах, построенных на иностранных верфях. Между прочим, плавание в Енисейском заливе получилось несложным, благо даря нашим могучим лидерам «Арктике» и «Мурманску». Правда, немного задер 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz