Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

ще. Впереди первый атомоход легко вспарывает еще не очень толстый панцирь, и ледовые обломки, искрясь в свете палубных огней, разлетаются по сторонам. Мощ­ ные прожекторы беспрерывно, настороженно шарят по горизонту впереди и по бор­ там. Временами резко выхватывают из темноты причудливые торосовые нагро­ мождения. А то и хозяин Арктики, белый медведь, попадает в широкую полосу яркого света и бестолково мечется из стороны в сторону. У ледокола «Мурманск» свет прожекторов несколько отличен. Лучи немного уже, но свет более острый, холодно-голубоватый. Резкие лучи, словно гигантские клинки, бесшумно, призрач­ но рассекают пространство. А вокруг кромешная тьма полярной ночи. Есть некий нереальный оттенок, что-то потустороннее во всем этом резко меняющемся кон­ трасте черной тьмы и яркого холодного света корабельных огней. Все зыбко, при­ зрачно до физической нереальности происходящего. В такие моменты даже гром­ кие разговоры на открытом крыле мостика кажутся неуместными. А на подходе к «желобу», как именуют моряки участок северо-западнее остро­ ва Белый, движение снова усложнилось и замедлилось. Этот «чертов угол» тради­ ционно богат всякими ледовыми каверзами. И вот уже застрял «Ленин», за ним «Гижига», и, кажется, скоро наша очередь. Лед уже зимний, торосистый, заснежен­ ный, наблюдается сильная подвижка ледовых масс. Караван остановился. Пристопорили машину, в рубке стало тихо, только временами потрескивают льдины, наезжая одна на другую. А с востока подошел главный атомоход «Аркти­ ка» и с ходу к нашему борту — принимать продукты, почту, пассажиров. Кажется, теперь передали всем и все, что набрали для ледоколов в Мурманске. Капитан «Арктики» Василий Александрович Голохвастов, пользуясь паузой, связанной с передаточными операциями, поднимается к нам на мостик: «Покажи, Степанович, своего нового мастодонта! Ну и палуба! Тут не только вертолет, не­ большие самолеты принимать можно. А где же у вас нос-то? Почти и не видно! Прожектор-то не мешало бы приобрести побогаче — не очень ярок!» И пошло, поехало! Старый приятель, опытный капитан и очень доброй души, мудрый по жизни северянин Василий Александрович все охватил своим цепким, хозяйским взглядом — великолепный осмотрщик! Прошлись по помещениям — очень понравились — лучше, свежее, светлее, просторнее, чем на атомоходе. Уди­ вительно симпатичный человек Василий Александрович, словно родной. С ним всегда просто, легко, уютно, интересно. Пообщались, поговорили: «...угощаться некогда! Пойду к себе, моряки, наверное, уже управились с передачами. Спасибо большое за услугу, ребята соскучились по свежим продуктам, особенно овощам и фруктам. Спасибо, уважил!». Легко, по-спортивному (ежедневно играет на ледоколе в волейбол, а ведь уже за пятьдесят!) спустился по трапам, крепко пожал руку и нырнул в ледокольный коридор за могучую стальную дверь с чудовищного размера задрайками. Через несколько минут раздались команды, распоряжения по каравану о подготовке к движению. Организация в караванах и на судах, работающих в Арктике, отрабо­ тана великолепно, поэтому команды по радиотелефону только ритуал по большей части, хотя и без них тоже не обойтись. Вот караван снова обустроился и двинулся далее на восток. Теперь мы пошли за «Арктикой» самостоятельно, а «Ленин» взял «Гижигу» на «усы» — вплотную на буксир в кормовом вырезе, «Мурманск» же держится около нас «на подхвате» — где потребуется, надо околоть, освежить канал, ослабить ледовый напор при пово­ ротах. Трудный участок у Белого. За последнюю вахту прошли всего 10 миль. Силь­ ное сжатие, ледоколы постоянно окалывают. «Ленин» с «Гижигой» заметно отста­ ли, идут трудно. У нас корпус скрипит, содрогается — жмет! 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz