Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Все привели по-походному, снялись с якоря и, выйдя из укрытия на морской простор, легли курсом на пролив Карские Ворота. Ветер восточный — 12 метров в секунду, море — 2—3 балла, морозец-----10°. Машина в морском режиме, скорость 14 узлов. И подумалось, уже в общем-то немолодому, сравнительно опытному ка питану: «А может быть, следовало воздержаться от выхода в штормовое зимнее море, перестоять сутки или двое в Кольском заливе?». Тогда не пришлось бы де лать немыслимые зигзаги на просторах моря Баренца и напрягать моряков с креп лением тех злосчастных контейнеров в сложных, опасных штормовых условиях. Однако были более-менее уважительные доводы в пользу выхода из залива: ожидалось ослабление ветра, чего, к сожалению, не произошло. Нас не поняли бы диспетчеры в управлении — почему стоит этот современный могучий теплоход? Собственно, в северном колене Кольского залива и отстояться, по большому счету, негде: на якорь становиться — глубины не позволяют, а болтаться сутками в этом неприютном районе — просто абсурдно. На подходе к Карским Воротам встретили дизель-электроход «Лена», идущий под командованием капитана Смирнова из Дудинки в Мурманск с грузом медно никелевой продукции. Переговорили по УКВ с Сергеем Алексеевичем: обменялись последними данными по навигационной, погодной и ледовой обстановке к западу и востоку от места нашего нахождения, о ситуации с грузообработкой в Мурман ске и Дудинке. Пошли далее. К вечеру достигли пролива Карские Ворота и легли в дрейф в ожидании подхода ледоколов. Через пару часов с запада подошел дизель- электроход «Гижига» и тоже остановился на рейде. Капитан «Гижиги» Андрей Вла димирович Татарчук, старый моряк и опытнейший полярный судоводитель, выхо дит на связь, приветливо здоровается и долго, подробно, прямо-таки дотошно рас спрашивает о новом судне. Его интересует буквально все: от грузоподъемности, контейнеровместимости и мощности механизмов до бытовых условий жизни экипажа. Андрея Владимировича я знаю уже давно и искренне уважаю за его профессио нализм, качества руководителя, опыт капитана-ледоколыцика. Он окончил Ленин градский институт инженеров водного транспорта в июне 1941 года, буквально за несколько дней до начала Великой Отечественной войны, и уже более тридцати лет работает на ледоколах и транспортных судах штурманом, а затем капитаном. Вы сокого роста, могучего телосложения, неторопливый в движениях и разговорах Андрей Владимирович Татарчук, ныне, к сожалению, уже покойный, был ярким представителем славного поколения советских арктических капитанов. А здесь, на западном фланге Северного морского пути, в районе Новой Земли началось резкое похолодание — температура наружного воздуха опустилась до -8°, лед становится крепче, больше сморозей, замечается приличный дрейф на за пад — юго-запад, ветер восточный — северо-восточный 3—4 балла. Утром 24 декабря с востока подошел очередной караван: атомоход «Ленин», ледокол «Мурманск», дизель-электроход «Капитан Готский», теплоход «Пионер Москвы». Небольшая остановка, обмен информацией и два транспорта самостоя тельно пошли на запад. А мы с «Гижигой» и двумя ледоколами во главе двинулись на восток в Карское море. Очередность нашего каравана такова: атомный ледокол «Ленин», теплоход «Дмитрий Донской», ледокол «Мурманск», дизель-электроход «Гижига». Сложности ледовой обстановки начались уже в проливе, точнее, у его восточ ного выхода на линии мыс Меньшикова — мыс Болванский. Ледовая перемычка миль в двадцать шириной стала немалой преградой каравану. Сморози, торосы, 187
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz