Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
ния старпома. Неважно погрузили и закрепили груз стивидоры, недостаточно проконтролировали эти работы судовые командиры. Как выяснилось позднее, кон тейнеры, вернее нижние их ряды, установили на обледенелые доски, расположен ные поперек судна, на скользкие, тоже обледенелые крышки трюмов. Контейнеры покатились, словно на салазках. Пришлось разворачивать судно против зыби и выбирать курс 340 градусов. Уменьшили ход до малого. Моряки во главе со стар шим и вторым помощниками пытаются подкрепить сдвинувшиеся контейнеры. Около полудня, улучив небольшую паузу в просветлевшей штормовой круговерти, развернулись по волне, пытаясь уйти под прикрытие берега. Почти полсуток бились старпом Доброслов и второй помощник Могилюк с матросами, стараясь застопорить подвижки контейнеров и завести дополнитель ные крепления, используя все возможные средства вплоть до швартовых тросов. Погода к вечеру немного успокоилась, но все еще шла сильная зыбь от северо-за падных румбов. Закончив подкрепления палубного груза, снова пытаемся продол жать движение. Стараясь уберечь судно от опасной бортовой качки, опять легли курсом на север — северо-восток. А «Дмитрий Донской» вторые сутки штормовал в центральной части Баренце ва моря, то уклоняясь от жестокой бортовой качки, то снова забирая вправо с це лью продвижения к Карским Воротам. Ветер крайне неустойчив по направлениям и силе. Частые снежные заряды по временам совершенно блокируют видимость. Наконец, ветер зашел на восточный, и зыбь стала заметно утихать. Легли курсом на Карские Ворота и постепенно увеличили ход до полного. Но после тщательного осмотра креплений обнаружилось новое смещение контейнеров. Решили зайти за остров Колгуев и подкрепить ослабленные крепежные тросы. Трудно начинался этот зимний арктический рейс. Ничуть не отказываясь от своего намерения совершать зимние рейсы судов на Дудинской линии, я тем не ме нее не умаляю трудностей работы флота и портов в зимний период. Все это, оче видно, подтверждает наш нынешний рейс, начиная с Мурманска. Темное время суток, мороз, сильный, часто штормовой, ветер, снежные заряды. Естественно, портовики, работая в таких экстремальных условиях, вольно или нет допускали определенные промахи. Вот так случилось и с погрузкой контейнеров на палубу. Не зачистили (это, пожалуй, более относится к морякам) как следует лед с крышек трюмов, небрежно, поперек судна набросали обледенелые доски-проклад ки... А как же не досмотрели моряки? Да очень просто: штатные моряки в основ ном имели двух-, трехдневный междурейсовый отдых, а их подменяла береговая бригада... отстояли — и на берег. В довершение бед грузчики установили контей неры, совершенно не очистив лед с их днищевой поверхности. В результате получи лись «ящики на салазках!». И с креплением такая же история: что-то как-то крепят при неважном освещении, на ветру, на морозе. А первопричина, безусловно, суро вое зимнее время. Немного забегая вперед и в порядке некоторого оправдания, можно сказать, что мы получили впечатляющий урок, и более таких казусов, по крайней мере, на нашем судне ни разу не случалось. Хотя добавим, что и такого безмерного количе ства нестандартных контейнеров на палубу более в зимние рейсы не принимали. Стоянка в укрытии за островом Колгуев получилась спокойная и продуктив ная. Три бригады моряков (и даже пассажиров) под руководством старпома, вто рого штурмана и боцмана довольно основательно подправили крепления палубного груза, осмотрели грузы в трюмах, все палубные механизмы и устройства: шлюпки, трапы, вентиляторы, все палубные закрытия. Шторм заметно утих, уменьшилась зыбь. 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz