Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

товку. Первую половину рейса моряки выполнили успешно. Шли от Архангельска до Дудинки восемь с половиной суток — отличный для зимних условий переход. Только спустили парадный трап, на судно прибыли высокие гости: один из руко­ водителей Норильского комбината Б. М. Благих, начальник Норильскснаба В. Н. Всесвятский, начальник Дудинского порта А. Г. Кизим, а также сопровожда­ ющие их представители города и порта. Заместитель директора комбината Борис Михайлович Благих, прекрасный, обаятельный человек, тепло поздравил экипаж с благополучным приходом и ска­ зал: «Товарищ капитан, мы специально приехали из Норильска, где сейчас -43°, чтобы передать экипажу и Вам, разумеется, нашу самую глубокую благодарность за доставку этого крайне нужного комбинату груза. Иначе нам пришлось бы зака­ зывать в зимнюю полярную ночь многие десятки авиарейсов». На наш недоумен­ ный вопрос, неужели самолетами бы возили, начальник Норильскснаба живо отре­ агировал: «Не останавливать же работу цехов!». Позднее Б. М. Благих рассказывал, что, когда он в Москве пришел к министру Морфлота Б. Т. Гуженко с просьбой направить судно, тот отказал. Министр опа­ сался за судно и за моряков. И только через несколько дней в правительстве уда­ лось решить этот вопрос положительно. «Мы обещали возместить все убытки вплоть до полной стоимости груза и самого судна, только бы моряки не пострадали», — сказал Борис Михайлович. Вот теперь и нам стало ясно, откуда пошли эти вырази­ тельные: «...очень важно, сверхсрочно!», а также повелительное «Надо!». Теперь вполне понятны внимание и понимание со стороны шустрых и хитроватых при случае земляков-архангельцев на Бакарице, контроль за переходом и по два ледо­ кола в «упряжке». Норильцы тут же пригласили нас к себе на комбинат в Норильск в гости и пред­ ложили на следующий день прислать транспорт — дрезину. Встреча была непро­ должительна, но очень дружественна и сердечна. Старпом Василий Туманов резю­ мировал: «А что, Леонид Степанович, выходит не напрасно мы колотились в этих каторжных сморозях — нужен норильчанам этот груз, коль в правительстве реша­ ли о нашем рейсе». Кстати, наш старпом, Василий Васильевич, опытнейший судо­ водитель, достойный администратор и жизнерадостный человек, как-то утром бы­ стро заходит ко мне в каюту и, распутывая тесемки шапки-ушанки, весело привет­ ствует: «Доброе утро, Леонид Степанович, сегодня на улице тепло!., всего двадцать пять градусов — красота!». А портовики, между тем, уже начали снимать контейнеры с верхней палубы. Руководители порта Дудинка определили начало обработки дизель-электрохода «Волховгэс» как переход продленной навигации в зимнюю пору: все верно, ведь 7 декабря 1973 года в Дудинке началась зимняя навигация. И надо отдать должное стивидорам: несмотря на морозы, достигавшие в отдельные дни почти 40°, выгруз­ ка-погрузка судна шла истинно по-ударному. На переработку 12 тысяч тонн груза в экстремально-сложных условиях арктической зимы понадобилось чуть более шести суток. 13 декабря полностью закончили погрузку руды, меди и никеля в пакетах, а также контейнеров на палубу — всего груза 6446 тонн. Оформили документы. По случаю отхода последнего судна из Дудинки в эту навигацию в порту состоялся митинг. Несмотря на мороз в 26 градусов, на причале многолюдно — дудинцы от­ важный народ. Краткие речи, дружеские пожелания. Начальник порта Александр 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz