Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
«Ключевой» рейс в Дудинку З има 1973 года на Кольском полуострове наступала рано и круто. Так, уже 17 ноября термометры в Мурманске показывали -20 градусов, а ночью еще ниже. Дизель-электроход «Волховгэс» вдруг отправился в рейс на Дудинку!.. Все про исходило как-то неожиданно и внепланово. Мы вышли 21 ноября из Мурманска в Архангельск под погрузку пиломатериалов на Европу. Но уже через несколько ча сов после выхода капитан получил указание грузить в Архангельске генеральный груз на Дудинку. Вышедший на связь главный диспетчер пароходства Геннадий Загребин добавил: «Все верно, Леонид Степанович, указание из Морфлота сверх срочное и суперважное — выполняй. Официальное подтверждение получишь завтра». Указание главного эксплуатационника — приказ для капитана — надо выпол нять. А почему так важно и срочно? Ну бывает, узнаем позже. Теперь же четыре главные машины в схему и «Полный ход вперед!». Погода на переходе морозная, но тихая, и 24 ноября после полудня мы уже стояли у причала Бакарица в Архан гельском порту. Здесь в былые времена господствовало Всесоюзное объединение «Арктикснаб» — главный снабженец всей Арктики. На Бакарице мы были не новички: грузились тут ежегодно, иногда по два рейса на Арктическое побережье. Однако, судя по поведению портового начальства, ныне здесь незримо, но явно присутствует спущенный сверху принцип: «Надо!». Уже на подходе к порту, в ответ на вызов лоцманская станция немедленно отреагировала: «Ждем, лоцман выходит». На Бакарице с ходу пошли на швартовку к причалу. Едва матросы обустроили парадный трап, на борт поднялась целая делегация пор товиков, и грузовой план тут же лег на стол капитану — великолепно! С большинством прибывших мы были знакомы по прошлым грузовым делам, а наш второй штурман, главный приемщик груза Виктор Золотопуп, энергичный, расторопный, веселый моряк был тут, словно рыба в воде. Он уже через час выудил информацию о причинах необычного гостеприимства и энергичного начала по грузки: «...получено из Москвы строжайшее указание обработать судно в предель но сжатые сроки — правительственный контроль!». Четверо суток напряженной работы трех бригад грузчиков в три смены, и 28 ноября все запланированные грузы уложены и закреплены в трюмах и на палу бе. Принято 5560 тонн: сталь листовая, конструкции, трубы разного диаметра, кон тейнеры. Грузовые документы оформлены и подписаны. В полдень того же дня «Волховгэс» отошел от причала Бакарицы, миновал ворота разведенного моста через Северную Двину и устремился на выход в море. На внешнем рейде лоцман пожелал счастливого плавания и, еще раз оглядев палубу, негромко заметил:«.. .од нако, капитан, поздновато в Арктику собрался — очень желаю всяческой удачи!». Белое море встретило нас довольно сдержанно. Висела седая морозная дымка, родное Беломорье выглядело пустынным, лишь редкие рыбаки «пахали» свою из вечную ниву. А спустя сутки, обогнув хмурый, нелюдимый Канин Нос, мы легли на курс севернее острова Колгуев к входу в пролив Карские Ворота. Хорошо, стреми тельно шел наш дизель-электроход. Слегка покачиваясь на попутной зыби и под гоняемый западным ветром, он легко отмахивал по 17 и более миль в час. Да, уме ли ходить бравые «Гэсы» со своими полукрейсерскими корпусами и четырьмя глав ными машинами, которые выдавали суммарно около 8 тысяч лошадей. 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz