Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

ского акта о несохраненных перевозках. Прощание с портовиками (ночью лоцма­ на не начинали проводку) было взаимно теплым и уважительным. А рано утром «Немирович-Данченко» вышел из порта Зеленый Мыс на запад в Архангельск. От лоцмана получили информацию, что ночью теплоход «Станис­ лавский» с помощью двух буксиров снялся с мели. Водотечность отсутствует, но подводная часть пока не осмотрена, так как нет водолазов. Ну что же, мы искренне порадовались за своих коллег. Кстати, «Станиславский» — sister ship, или побра­ тим, нашему — головное судно серии «артистов». Мы, пользуясь светлым време­ нем, хорошей видимостью и попутным течением, сравнительно быстро и благопо­ лучно «скатились» вниз по Колыме, сдали лоцмана и устремились на северо-за- пад... хотел добавить в просторы Восточно-Сибирского моря, но увы и ах! Встречный архангельский «Саянылес», идущий с запада, сообщил, что южный отрог Айонского ледового массива практически уперся в Медвежьи острова. Зна­ чит, без ледокола эту ледовую перемычку не одолеть. Земляки сообщили, что про­ шли проливом Мелехова, — там пока совершенно чисто ото льда. Спасибо им за информацию. Вероятно, ледоколы еще не получили этой новости об изменении ус­ ловий плавания и потому молчат. Мы тоже двинулись в пролив Мелехова, рассека­ ющий Медвежьи острова. Слева — остров Крестовский, а справа — Четырехстол­ бовой, Лысова, Пушкарева, Леонтьева. Первые узкие ледовые полосы в своем дрей­ фе уже проникают через проливы между островов. Видимость переменная, в среднем 5—6 миль, но временами сокращается до полумили. Редкие снежные заряды и не­ большие волны тумана. Ветер северный, северо-восточный — 4—5 баллов; стано­ вится прохладно, температура воздуха -2—3°. Погода тревожная, первые предвест­ ники зимы — надо, как говорили в старину, уносить ноги подобру-поздорову от этих угрюмых, обледенелых берегов. И действительно, посмотришь на эти пустынные, уже полузаснеженные остро­ ва, становится немного не по себе: создала же природа эти края. Кстати, Медвежьи острова были открыты, точнее нанесены на карты (открыты задолго до этого), в 1763 году русским землепроходцем сержантом Андреевым. А в 1769 году более под­ робную опись проводили российские штурманы-прапорщики Пушкарев, Лысов, Леонтьев. В их честь позднее и были названы большинство островов архипелага. На острове Четырехстолбовой находится маяк, и ранее была полярная станция. Оригинальное название этот остров получил по четырем кекурам — каменистым столбам, которые образовались в результате работы ветра, воды и солнца в тече­ ние тысячелетий. Высоты двух из них — по 18 метров! Две ходовые вахты проливом, и мы выходим, теперь уже можно уверенно ска­ зать, на просторы Восточно-Сибирского моря. Небольшая ледовая перемычка ос­ талась справа позади. А по курсу чисто, лишь отдельно плавающие мелкие облом­ ки льдин. Да, в этом большом и сложном арктическом рейсе нам с ледовыми условиями плавания положительно везло. Вот и теперь при плавании от устья Колымы до Карских Ворот мы ни разу не обращались за помощью к ледоколам. Небольшие, редкие ледовые перемычки в районе островов Комсомольской Правды и западнее архипелага Норденшельда не представляли серьезной преграды. И 26 сентября «Немирович-Данченко» уже стоял у причала Бакарица Архан­ гельского порта, а спустя трое суток, 30 сентября 1971 года, мы были в Мурманске. Закончился очередной нелегкий, но успешно и благополучно выполненный аркти­ ческий рейс. Я сдал дела и обязанности, а также командование прекрасным, заслу­ женным арктическим ветераном «Немирович-Данченко» его штатному капитану, моему доброму старому приятелю Виталию Владимировичу Семенову. 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz