Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

неожиданно заглох мотор. Один из парней бегло осмотрел его, взял шнур и, резко с силой дернув его... оборвал. От неожиданности парень упал на борт, лодка резко завалилась и черпнула воды. Один из путешественников оказался за бортом, его подхватило течение. Остальные бросились помогать, оказались на одном борту, и лодка окончательно «захлебнулась». К счастью, почти рядом оказался рыбацкий катерок, и бедолаг быстро вытащили. Лодка с пожитками утонула или ее куда-то унесло. Спасатели доставили наших моряков на судно, и те «по сговору» с вахтен­ ным забрались в свою каюту, надеясь замять историю, чтобы не подводить капита­ на, благо все остались живы. Пожалуй, все бы обошлось мирно, но вездесущая Маруська «с пид» Полтавы выдала-таки новость под страшным секретом буфетчице Любе, поэтому так гром­ ко получилось. Ну, что тут скажешь? Старпом в очередной раз торжествовал со своим, на мой взгляд, постылым жизненным девизом. У поморов чаще звучало дру­ гое: «На бога надейся, а сам не плошай!» или «Сам плох — не поможет и бог!». Но в данном случае в очередной раз... пронесло! Под вечер 13 сентября мы заканчивали выгрузку овощей и «зачищали» доку­ менты. К борту судна подошел лоцманский катер, на судно поднялся моряк и вру­ чил мне радиограмму капитана-наставника Виктора Станиславовича Саковича: «Сегодня, 13 сентября, теплоход “Станиславский” под командой капитана Наза­ рова, следуя на выход из Колымы в море, сел на мель, переходя с одних створ на другие». Виктор Станиславович предлагал передать для буксировочной операции наш трос тяжеловесных гиней с гарантией получения нового троса по прибытии в порт приписки, то есть в Мурманск. Для моего бедного старпома это был, навер­ ное, один из самых скорбных дней в его жизни. «Гарантирует он, дадут снабженцы новенький трос на старый пароход... жди, получишь!», — горестно причитал он, получив краткий и категоричный приказ капитана: «Снять и передать». А мы получили новый «естафет» от эксплуатационников из Мурманска, пред­ писывавший по мере освобождения трюмов от груза принимать по предъявлению порта порожние контейнеры морские и железнодорожные до полной загрузки. Ушлые все-таки эти ребята — портовики! Как только получили согласие на по­ грузку контейнеров, тут же «выдернули» от причала на рейд дальневосточный су­ хогруз с автотехникой, и через пару часов «Немирович-Данченко» гордо шество­ вал к причалу. А портовые автопогрузчики уже везли от огромного штабеля пер­ вые порожние контейнеры на причал. Они тоже по-своему правы. Гигантское скопище контейнеров на стесненной акватории очень мешало грузовым работам, особенно автотранспорту. Да и лежать им тут почти год, а, возможно, и более, мертвым балластом тоже слишком накладно. В то давнее время контейнеры толь­ ко входили в обиход на флоте, и их потребность во всех портах-отправителях гру­ зов, особенно в Арктику, была велика. В последние сутки нашей стоянки в порту Зеленый Мыс портовики превзошли сами себя. Они ударно завершили выгрузку овощей и буквально завалили трюма и палубу порожними контейнерами. А второй помощник лихо делал оговорки в передаточных ведомостях о види­ мых повреждениях. Все документы подписывали с ходу. Да, честно говоря, наш Иван Григорьевич за недельную стоянку обрел среди портовиков блестящую репу­ тацию честного, принципиального, справедливого сдатчика грузов и порядочно­ го, очень грамотного, серьезного командира. 14 сентября к концу суток все дела с портом были закончены, документы под­ писаны. К чести грузового помощника не было составлено ни одного коммерче­ 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz