Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
страшная пересортица грузовых мест, и мой бедный грузовой помощник тщетно пытался поддерживать хоть какой-нибудь порядок. Дело доходило до вызовов милиции и портнадзора. Конечно, это бывало редко. В большинстве портов мест ные власти, как правило, привлекали к выгрузке все имеющиеся под рукой резер вы. У нас ведь как часто бывает: ждут судно со свежими овощами и два и три меся ца, а когда судно приходит, оказывается, что овощехранилище не готово к прием ке овощей, портовые краны работают плохо (все изношено), грузовых машин не хватает, а баржа где-то застряла на перекате. Вот и приходится проявлять чудеса изобретательности, объявлять штурмы и авралы, привлекать к выгрузке все, что подвернется вплоть до частного транспорта. Я помню, как в порту Певек во избе жание замораживания картофеля из-за неисправности хранилища картошку меш ками оптом развозили по предприятиям и квартирам. А что делать — свежие ово щи в Арктике дороже золота. Меня в том же Певеке вместе с помощниками пригла шали на обеды по случаю приготовления борщей из свежих овощей. И нам были понятны чувства этих замечательно добрых людей. Подобный энтузиазм был и сейчас в порту Зеленый Мыс. Да и понятно — ведь уже почти декада сентября проходит, а они здесь еще в большинстве своем свежих овощей в этом сезоне не пробовали. Долго, оживленно, заинтересованно обсуждались планы выгрузки. Было пред ложено, кажется, все возможное: от барж на рейд к борту судна до одеял и брезен та, чтобы укрывать груз в случае дождя или приличных заморозков. Порыв мест ных властей и грузополучателей был обоснован, оправдан и понятен. Уже вовсю проявлялись капризы сибирской осени: днем возможны тяжелые заряды с дождем и снегом, а ночью мороз до -5—7°. Приняли согласованное решение: в связи с занятостью причалов и во избежа ние опасного простоя судна с овощами в трюмах начать выгрузку на баржи на рейде судовыми средствами. Экипаж выставлял матросов на судовые лебедки и кроме этого брал под выгрузку силами экипажа один из трюмов, естественно, за приличную оплату. Выгрузку начинаем с восьми часов утра местного времени (раз ница с судовым временем — на три часа впереди). Итог переговоров обнадеживаю щий. Главное, что берег очень заинтересован в скорейшей обработке судна. Пока все идет по плану. А мы уже получили приглашения на берег — от небольших экскурсий по окрестностям и хорошей рыбалки до личных приглашений на све жий борщ! Однако наши оптимистичные планы уже через день начали рушиться — вы грузка за трое суток явно не состоялась. Все пошло по уже давно отработанному «национальному» варианту. Во-первых, не хватает грузчиков на три судна одно временно. Во-вторых, судовая бригада загрузила одну баржу и... все. Другая бар жа застряла где-то на переходе и связи с ней, естественно, нет. А через день разра зился сильнейший дождь — все трюма пришлось закрывать под брезенты, чтобы не подмочить хорошие сухие овощи: картофель, морковь, лук, свеклу, капусту. Че рез три дня новая напасть: несмотря на сильный дождь, вдруг резко упал уровень воды, и три судна на рейде, в том числе и наше, банально сели на грунт! Несколько успокаивало то, что грунт оказался ровный, мягкий и безопасный для корпуса су дов. Сидели почти двое суток. Погода резко и непредсказуемо менялась; выгрузка проходила как-то неплано во, рывками. Мы со вторым помощником каждый день обивали пороги портовых и снабженческих контор, призывая руководителей к активизации грузовых работ, пугая возможной порчей груза. Но что они могли сделать, чем нам помочь? Да мы ! Ыу4 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz