Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Зеленый Мыс — порт восточной части Арктики, так сказать, сфера влияния даль невосточников, и суда подходят дальневосточные... Но все волнения и сомнения оказались напрасными. 5 сентября рано утром дис петчер лоцманской станции вышел на связь и объявил, что примерно через два часа лоцманский катер доставит лоцмана для ввода в порт. Прошло два часа. Машина готова к работе, якорь-цепь подобрана до одной смычки. Вот из-за мыса Медве жий показался небольшой, но судя по ходу, крепенький морской катер. Лоцман был, помнится, по фамилии Пушкин, да еще и ленинградец, сравнительно молодой симпатичный моряк. Он поднялся на мостик, приветливо поздоровался и предло жил капитану сниматься с якоря. Погода неяркая, скорее серая, осенняя. Переменная облачность, но пока сухо, временами проглядывает солнце, ветер западный 3—4 балла, видимость 10— 12 миль. Снялись с якоря и пошли к Колымскую протоку с впечатляющим названием Каменная. Это лимитирующий по глубинам участок великой многоводной сибир ской реки. Ее ширина в устьевой части необъятна, но разбежавшиеся большие и малые протоки дельты с трудом пропускают в верховья реки морские суда даже среднего тоннажа. Лоцман у нас оказался очень общительным, знающим и информированным человеком. Вообще большинство колымских лоцманов — ленинградские моряки, приезжающие сюда на период летней навигации для проводок судов по реке. И насколько мы были наслышаны, они работали тут по несколько летних навигаций, причем пользовались хорошей репутацией опытных судоводителей. А наш лоцман оказался еще и отличным гидом. Энергично и толково управляясь со своими пря мыми обязанностями, он показывал, называл и кратко характеризовал наиболее значительные, приметные объекты, например, бухту Амбарчик, где была стоянка первых морских судов, прибывавших с Запада и Востока. Показал высокий бере говой пригорок, или как у нас в Поморье называют, угор, на котором виднелись остатки жилья, по словам лоцмана, место зимовки отряда Дмитрия Лаптева. Насколько это достоверно, не знаю, но рассказы лоцмана были увлекательны и интересны. Все это хорошо, но Колыма — река своенравная, временами буйная, а шли мы, по крайней мере, все судоводители впервые. Поэтому, к сожалению, от влекаться на обозрение, действительно по-своему великолепных берегов, было просто некогда. Надобно добавить, что и надлежащего обеспечения ограждений многочисленных мелей, песчаных кос, стрелок, крупных и мелких речных перекре стков было недостаточно. Так что судоводителям на этих суровых водах легендар ной реки было не до окружающих красот. Уже к вечеру «Немирович-Данченко» прибыл на довольно обширный, но, к сожалению, весьма мелководный рейд порта Зеленый Мыс и встал на якорь в ожи дании начала выгрузки. На борт прибыла целая делегация: представители порта, грузополучателей, стивидоров, портовый врач. Надо отметить, что в большинстве арктических портов и различных ведомственных портопунктов местные руково дители и грузополучатели всегда относились к приходу судов и их обработке с боль шим энтузиазмом, ответственностью и своеобразной инициативой. Я живо вспоминаю, как шла выгрузка в одну из арктических навигаций в пор ту Хатанга. Груз, привезенный судном, шел в распоряжение нескольких организа ций: рыбкоопа, аэропорта, военной части, гидрографов и еще нескольких подраз делений. И всю неделю, пока шла выгрузка, на подъездах к причалу, на пирсе, в трюмах судна шли настоящие баталии. По разным причинам, но каждый непре менно хотел первым получить свою партию груза. Поэтому в трюмах происходила 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz