Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
лымского порта Зеленый Мыс 580 миль — двое суток хорошего хода, если через пролив Санникова. Но у нас есть небольшое преимущество — наша осадка позволяет следовать в Восточно-Сибирское море проливом Дмитрия Лаптева, который отде ляет Новосибирские острова от Азиатского материка. Но есть и то, что называется оборотная сторона медали. Дело в том, что пролив Дмитрия Лаптева значительно уже и мелководнее, особенно у восточного входа, чем пролив Санникова. И манев рировать в нем в случае встречи со льдами значительно труднее. Мы знаем, доро гой читатель, что технические средства судовождения в семидесятые годы прошло го века были весьма скромны. Гирокомпас, эхолот, старенький радиопеленгатор, да радиолокатор «Дон» — вот, пожалуй, и весь навигационный арсенал. Добавим, что многие из инструментов, особенно радиопеленгаторы, в Арктике работали очень ненадежно. Все же мы пошли проливом Дмитрия Лаптева. Напомним, что этот пролив был назван именем одного из участников Великой Сибирской экспедиции 1733—1743 годов, начальника Ленско-Колымского отряда лейтенанта флота Дмитрия Яков левича Лаптева, двоюродного брата другого участника экспедиции, командира Ленско-Енисейского отряда Харитона Прокопьевича Лаптева. Жена Беринга от зывалась о двоюродных братьях, блестящих русских морских офицерах, просто и лаконично: «Красивые были господа!». Название же проливу дал начальник рус ской полярной экспедиции 1900—1901 годов барон Э. В. Толль. В это плавание пролив чист ото льда. Слева высокие обрывистые берега остро ва Большой Ляховский, справа полого опускается тундровый, пустынный берег материка. Сотрудники полярной станции Шалаурова на восточной оконечности Большого Ляховского выходят на связь, информируют нас о ледовой обстановке, глубинах на восточном входе в залив и буквально засыпают вопросами о жизни на Большой земле. Понятно, что люди, годами оторванные от жизни общества, хотят узнать всё и обо всём! Наши судоводители терпеливо и любезно стараются отве тить на их вопросы, как могут и что знают сами. Максимальная глубина на фарватере у входа от пролива 8 метров, но канал довольно узок, удержаться на нем сложно. Тем не менее, мы благополучно прошли этот сомнительный участок, имея не менее 2-х метров под килем, и по чистой воде устремились к Медвежьим островам. А это уже был восточный сектор Севморпу- ти, который курировал штаб арктических операций в Певеке. Далеко забежал «Не мирович-Данченко»! Арктика в тот год очень благоволила морякам. Навигация-71 была благопри ятная в ледовом отношении. Даже исконный «ледовый мешок» в районе Медвежь их островов был свободен ото льда. Юго-западный отрог обширного грозного Айонского ледового массива отодвинулся нынче куда-то далеко на северо-восток. И мы, спокойно обогнув с севера Медвежьи острова, ранним утром прибыли на внешний рейд устья Колымы, где и встали на якорь в ожидании лоцмана. Колыма! Это был мой первый, но далеко не последний, заход в этот суровый, некогда каторжный край. Что касается навигационной части, то рекомендации для плавания сообщают следующее: «Река Колыма впадает в Восточно-Сибирское море, образуя обширную дельту. Проход для входа в реку Колыма морских судов был найден в 1910 году известным гидрографом Г. Я. Седовым. Участок реки Колыма, доступный при среднем уровне воды на боре для морских судов, тянется от устья до порта Зеленый Мыс и далее до поселка Нижнеколымск. Для морского судоходства используется главная протока Каменная с глубинами от 4,2 до 28 метров, протя женностью 70 миль». И далее: «Ледовые условия в районе бара Колымы определя 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz