Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Второй помощник Бородин уже давно «висит» на УКВ-связи, разговаривает с диспетчером порта, грузополучателями. Уточняем время подхода на рейд, подтвер ждаем место постановки на якорь, заявляем о готовности к выгрузке. Конечно, то ропим с началом грузовых работ: хотя груз на данный момент в хорошем состоя нии, но мы уже почти десять суток в пути, и надо быстрее переправлять свежие овощи в береговые хранилища. Наш грузовой помощник Иван Григорьевич — та лантливый дипломат и переговорщик. Очень спокойно, негромко, но с железной! логикой доказывает портовикам и снабженцам их выгоды в случае скорейшей выгрузки. К тому же ссылается на то, что наши друзья-колымчане тоже с нетерпе нием ждут нас с этими скоропортящимися грузами. Тут оговоримся, что в общем-то все идет, как заведено у нас! Нам все рады, все благодарны за свежие овощи, но судов-распаузников не хватает, да и овощехрани лища... Все ясно, Иван Григорьевич! Готовь заявление о морском протесте и раз ные документы, подтверждающие «максимальную заботу перевозчика по обеспе чению сохранной перевозки овощей в нерефрижераторных трюмах». В то же время отвергаем всякие претензии со стороны грузовладельцев в случае частичной порчи груза. Штурман Бородин учится заочно на экономическом факультете Ленинград ского университета. Уже повторно, углубленно, проходит курс морского права и умеет надежно защищать интересы перевозчика, то есть наши. Забегая вперед, ска жу, что нам-таки пришлось оформлять морской протест и в Тикси, и на Колыме — в районном центре Черский. И мы с штурманом Бородиным успешно защитили интересы перевозчика и не имели ни одного коммерческого акта о несохранной перевозке груза. Я с удовлетворением отмечал великолепные выступления моего грузового помощника в нотариальных конторах. Он с блеском оформлял и отста ивал достоверность судовых документов, вел дела грамотно и достойно. Справедливости ради отметим, что портовики и грузчики Тиксинского порта прилагали немало усилий для скорейшей обработки судна. За трое суток они пере грузили на портовые суда около 1200 тонн свежих овощей. Погода стояла удивительно благоприятная. Несмотря на то, что было уже на чало сентября, днем ярко и щедро светило солнце, было по-летнему тепло. Стар пом с боцманом не упустили эту природную благодать, широким фронтом повели покрасочные работы. Участвовали в этом все, кроме вахтенных и лебедчиков, вклю чая капитана и старших командиров. Кстати, наш старенький «Немирович-Дан ченко» вернулся из Арктики настоящим щеголем, покрашенным от клотиков мачт до ватерлинии. А работалось и правда хорошо — стоянка рейдовая, на берег не попадешь, погода великолепная, у моряков боевое настроение. Но вот последний распаузник «Сибирский-26» отошел от борта, забрав остат ки груза, грузчиков, инвентарь и грузовое снаряжение. Матросы закрывают трю ма, устанавливают грузовые стрелы по-походному, зачищают верхние палубы, го товят судно к отходу. Грузополучатели в каюте второго помощника подписывают грузовые документы, проверяют штурманские расписки, тальманки. Второй по мощник Бородин подливает кофе, подкладывает снедь на стол. Теперь не помню, сколько времени полагалось на оформление грузовых документов, но грузовой помощник Бородин точен до педантичности. В положенное договором перевозки время главные регламентирующие грузовые бумаги ложатся на подпись капитану. Вот теперь все: выгрузка окончена, можно сниматься с якоря и идти в следующий порт. Из Тикси направляемся на Колыму. Погода портится — облачно, туман, вре менами мелкий дождь, правда, сравнительно тепло, около +3—5°. От Тикси до ко 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz