Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Второй помощник Бородин уже давно «висит» на УКВ-связи, разговаривает с диспетчером порта, грузополучателями. Уточняем время подхода на рейд, подтвер­ ждаем место постановки на якорь, заявляем о готовности к выгрузке. Конечно, то­ ропим с началом грузовых работ: хотя груз на данный момент в хорошем состоя­ нии, но мы уже почти десять суток в пути, и надо быстрее переправлять свежие овощи в береговые хранилища. Наш грузовой помощник Иван Григорьевич — та­ лантливый дипломат и переговорщик. Очень спокойно, негромко, но с железной! логикой доказывает портовикам и снабженцам их выгоды в случае скорейшей выгрузки. К тому же ссылается на то, что наши друзья-колымчане тоже с нетерпе­ нием ждут нас с этими скоропортящимися грузами. Тут оговоримся, что в общем-то все идет, как заведено у нас! Нам все рады, все благодарны за свежие овощи, но судов-распаузников не хватает, да и овощехрани­ лища... Все ясно, Иван Григорьевич! Готовь заявление о морском протесте и раз­ ные документы, подтверждающие «максимальную заботу перевозчика по обеспе­ чению сохранной перевозки овощей в нерефрижераторных трюмах». В то же время отвергаем всякие претензии со стороны грузовладельцев в случае частичной порчи груза. Штурман Бородин учится заочно на экономическом факультете Ленинград­ ского университета. Уже повторно, углубленно, проходит курс морского права и умеет надежно защищать интересы перевозчика, то есть наши. Забегая вперед, ска­ жу, что нам-таки пришлось оформлять морской протест и в Тикси, и на Колыме — в районном центре Черский. И мы с штурманом Бородиным успешно защитили интересы перевозчика и не имели ни одного коммерческого акта о несохранной перевозке груза. Я с удовлетворением отмечал великолепные выступления моего грузового помощника в нотариальных конторах. Он с блеском оформлял и отста­ ивал достоверность судовых документов, вел дела грамотно и достойно. Справедливости ради отметим, что портовики и грузчики Тиксинского порта прилагали немало усилий для скорейшей обработки судна. За трое суток они пере­ грузили на портовые суда около 1200 тонн свежих овощей. Погода стояла удивительно благоприятная. Несмотря на то, что было уже на­ чало сентября, днем ярко и щедро светило солнце, было по-летнему тепло. Стар­ пом с боцманом не упустили эту природную благодать, широким фронтом повели покрасочные работы. Участвовали в этом все, кроме вахтенных и лебедчиков, вклю­ чая капитана и старших командиров. Кстати, наш старенький «Немирович-Дан­ ченко» вернулся из Арктики настоящим щеголем, покрашенным от клотиков мачт до ватерлинии. А работалось и правда хорошо — стоянка рейдовая, на берег не попадешь, погода великолепная, у моряков боевое настроение. Но вот последний распаузник «Сибирский-26» отошел от борта, забрав остат­ ки груза, грузчиков, инвентарь и грузовое снаряжение. Матросы закрывают трю­ ма, устанавливают грузовые стрелы по-походному, зачищают верхние палубы, го­ товят судно к отходу. Грузополучатели в каюте второго помощника подписывают грузовые документы, проверяют штурманские расписки, тальманки. Второй по­ мощник Бородин подливает кофе, подкладывает снедь на стол. Теперь не помню, сколько времени полагалось на оформление грузовых документов, но грузовой помощник Бородин точен до педантичности. В положенное договором перевозки время главные регламентирующие грузовые бумаги ложатся на подпись капитану. Вот теперь все: выгрузка окончена, можно сниматься с якоря и идти в следующий порт. Из Тикси направляемся на Колыму. Погода портится — облачно, туман, вре­ менами мелкий дождь, правда, сравнительно тепло, около +3—5°. От Тикси до ко­ 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz