Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Стармех Валентин Александрович со свойственным ему тактом заводит разго­ вор о том, что не худо бы осмотреть... ну, часа три — четыре, не более. Но понима­ ет выразительные взгляды судоводителей и, безнадежно махнув рукой, спускается с мостика. Потерпи, дорогой стармех, до Тикси, там обещаю предоставить время, сколько понадобится. Прошло полчаса, вахтенный механик докладывает: «Машина в постоянной готовности!». Звучит команда: «Боцману на бак, с якоря сниматься!». Следующие команды следуют одна за другой, громко, энергично, выполняются быстро и точ­ но. Моряки явно на подъеме — хорошо проходит рейс. «Немирович-Данченко» снимается с якоря, описывает циркуляцию и, увеличивая обороты машины, уст­ ремляется на выход из Хатангского залива. Звучат прощальные гудки судам, сто­ ящим на рейде под грузовыми операциями. Мы пошли в море, а буксиры с секция­ ми причалов — в порт. Расстояние до порта Хатанга немалое, около ста миль. Немного забегая вперед, необходимо поведать грустную историю. Восемь лет спустя, в сентябре 1989 года, мне снова довелось зайти в Хатангский порт на тепло­ ходе «Павлик Ларишкин». Вспомнился прошлый рейс с доставкой причала на «Не­ мировиче-Данченко». Но... смотрю и вижу только половину его — одну секцию. Спрашиваю лоцмана, а точнее утверждаю, что мы в свое время привезли полный двухсекционный причал. Лоцман отвечает, что он работает здесь уже пять навига­ ций, но плавпричал был всегда такой. Только позднее в конторе капитана порта один из ветеранов сообщил мне подробности. Оказывается, вторая секция причала до порта не дошла. Во время буксировки из Хатангского залива разразился силь­ ный шторм. Один из буксирных тросов лопнул, и секцию выбросило на камни, где разломало вдребезги сильной накатной волной в течение двух суток. Капитаны буксиров сочли благоразумным не заниматься спасением оказавшейся на камнях в береговом прибое секции (и, на мой взгляд, правильно сделали), а удер­ жать вторую часть. После улучшения погоды они и прибуксировали в порт одну половину причала. Вот так закончилась эта эпопея. Было очень жаль, что так слу­ чилось. Моряки везли этот причал через четыре моря — Белое, Баренцево, Карское и Лаптевых — за 1900 миль, а вот на последнем участке, на реке, всего в 40 милях от своего будущего «дома» половина его нашла свой конец на камнях. Но это случилось позднее, а сейчас мы идем из Хатангского залива в Тикси. Начинается настоящая морская дорога. Таймырский ледовый массив под действи­ ем не сильных, но продолжительных южных ветров и стока огромных масс пре­ сной воды из сибирских рек Лены, Хатанги, Анабара, Оленека поднялся к северу, и вдоль побережья открылась широкая полынья — участок чистой воды. Вот и сну­ ют по этой полынье между Хатангой и Тикси местные сухогрузы, танкеры, букси­ ры и даже пассажирские теплоходы. Используют эту добрую морскую дорогу и морские суда среднего тоннажа с умеренной в 6—7 метров осадкой. Мы тоже не упустили такой шанс и спустя чуть более суток уже входили на рейд бухты Буор-Хая — аванпорт Тикси. Судов здесь — как на приличном евро­ пейском рейде. Мурманские и архангельские сухогрузы выгружают овощи и гене­ ральные грузы на баржи и транспорты направлением «река—море», дальневосточ­ ные лесовозы и «ледобои» типа «Амгуэма» прямо из воды из специальных «коше­ лей» принимают круглый лес на дальневосточные порты, в Японию, Китай, Корею. Балтийские и новороссийские танкеры сливают топливо на местные танкеры-рас- паузники. Моряцкий глаз радует такое славное оживление на акватории арктиче­ ского порта. Работает арктический флот — живет и развивается Заполярье. И мы горды тем, что тоже принимаем посильное участие в этом нелегком, но благород­ ном деле. 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz