Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
С кормовой секцией неожиданно появились проблемы. Во-первых, при первой попытке подъема с «подушек» резко вздрогнула кормовая тяжеловесная стрела. Будто дрожь по телу, по судну прошла небольшая вибрация. Ослабили гини, опус тили на место груз. Старпом с боцманом еще раз обследовали каждую скобу, гак, трос, блоки, оттяжки — все исправно. Нашли причину вздрагивания: у топенант- талей перехлестнулись нити тросов, поэтому, когда стрела получила максималь ную нагрузку, троса самостоятельно «разобрались». Снова: «Вира гини!». Теперь пошло ровно и плавно. Секция снялась с «подушек» и медленно поднялась выше уровня фальшборта — можно вываливать за борт. Опять проблема — носовая око нечность секции не проходит мимо леерного ограждения спардека. Чуть-чуть, но не убирается! Угол подъема стрелы почти до упора, выше нельзя — очень опасно. Некстати вспоминается старпомовский девиз: «Береженого бог бережет!». Ну что ты скажешь! Стрела скрипит от натуги, топенанты звенят, словно струны! Пришла нехитрая идея. Подзываю второго помощника Бородина, контроли рующего центровку груза, и предлагаю подобрать кормовую оттяжку лебедкой, тогда конструкция немного сдвинется назад. В это время еще подобрать топенан ты, чуть поднять стрелу. Угол подъема стрелы предельный, но...надо! Убираем людей из опасной зоны на другой борт. Стрела с надрывным скрежетом немного поднимается. Оттяжка лебедкой выбирается до предела. Кажется, сейчас лопнет трос оттяжки, груз резко дернется вперед, толкнется в тамбучину, и... от рывка полетят тапенанты... Но ничего подобного не случилось. Боцман и второй помощник гинями и от тяжками изумительно синхронно и плавно двинули почти 50-тонную махину впе ред и вверх. Получился небольшой качок, и оконечность конструкции в несколь ких сантиметрах прошла мимо обводов спардека, медленно описала полукруг и встала параллельно борту. Да, впору было прокричать «Ура!». А далее все пошло в полном соответствии с разработанной технологией спуска конструкции на воду. Обе секции плавучего причала слегка покачивались у борта на швартовых концах. Моряки закурили... Операция по спуску причалов на воду продолжалась около 4-х часов. Ответ ственное задание перевозки нестандартных тяжеловесов из Архангельска мы вы полнили безупречно. Буксиры взяли причальные секции и повели в Хатангу. Доку менты на перевозку груза подписаны представителем порта: «Груз сдан» — «Груз принят». Второй помощник не без гордости докладывает об этом капитану. Тикси — Колыма — Архангельск Д ля нас сейчас весьма актуально выражение поморских кормщиков вре мен парусного флота — «Погода хорошая — надо бежать!». Специали сты прогнозируют смещение южной кромки льдов к северу и улучшение ус ловий для плавания прибрежным маршрутом на участке Хатангский залив — Тик си. На борту около двух тысяч тонн свежих овощей для жителей Тиксинского рай она и Колымских портопунктов. Ах, как второй помощник и, естественно, капитан мечтают поскорее доставить их адресатам и сдать этот очень капризный груз. Не смотря на тщательный контроль и систематическое проветривание трюмов, состо яние груза вызывает беспокойство. 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz