Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Миновали еще одни сутки, и ледовая перемычка осталась за кормой. «Немиро­ вич-Данченко» распрощался с атомным ледоколом «Ленин» и уже по чистой воде пошел в Хатангский залив. Было прохладное, но солнечное утро. Слабый ветерок с моря, естественно, приносил морозное дыхание недалекого арктического ледово­ го массива. Но видимость была отличная, только над западным обрывистым бере­ гом, будто прозрачная кисея, висело отдельными пятнами марево. Вошли на рейд залива и на параллели мыса Косистый на двадцатиметровой глубине встали на якорь. Первый, самый сложный и ответственный этап рейса успешно завершен. Теперь тоже очень трудная операция: снять огромные секции плавучих прича­ лов с борта судна на воду. Экипаж уже готовится к выгрузке. Два моих ближайших помощника — старшие помощник и механик — волнуются больше всех. И немуд­ рено — вес грузовых мест на пределе возможностей судовых тяжеловесных стрел. А судно и оборудование, в том числе оснастка тяжеловесок, бегучий такелаж, гаки, скобы, тросы, хотя и предъявлялись в свое время Регистру, но... нет полной гаран­ тии при таких нагрузках. Очень беспокоят размеры секций. Вроде как все рассчитано и проверено, но вынесут ли стрелы эти огромные конструкции за борт. Я помню, как мы выгружа­ ли с дизель-электрохода «Лена» самолеты ИЛ -12 на ледовый припай в Антарктиде в 1956—1957 годах. Но их размеры значительно уступали этим стальным чудови­ щам. Да и вес самолетов был намного меньше, а судно и грузовое оборудование были совершенно новые и надежные. Но вот, все подготовлено: конструкции на гинях под стрелами, лишние крепле­ ния сняты, судно значительно накренено на правый борт ближе к поверхности воды. Боцман и матросы — на лебедках и оттяжках, старпом командует операцией. Два буксира стоят около борта судна. Старпом получил разрешение капитана и подает команду: «Вира гини помалу!». Обтягиваются, как струны, снасти, звенят от на­ пряжения топенанты тали. Натужно гудят грузовые лебедки. Носовая секция при­ чала оторвалась от «подушек» и медленно пошла вверх. «Носовые выбирай!». Сек­ ция одновременно поднимается вверх и разворачивается параллельно диаметрали судна. «Пошли оттяжки стрелы!». Скрипят блоки, мелко вздрогнув, тяжеловеска пошла к борту, выводя конструкцию за борт. Миновали планширь, «еще майна стрелу!». Вот теперь самый ответственный момент — стрела под предельным уг­ лом, опускать более нельзя — не выдержат топенанты. Но и секция впритирку к борту — опасно. Старпом что-то показывает старшему механику. Валентин Алек­ сандрович как-то неопределенно кивает головой, но дает команду в машинное от­ деление. Понятно — нужно еще накренить судно, хотя бы на один-два градуса. Зву­ чит команда боцману: «Майна гини помалу!». Боцман Щепенников, старый опыт­ ный морячина, отлично понимает, что, если дать сантиметр слабины гиням, неминуем рывок и... все полетит за борт. Но боцман действует виртуозно. Руки впились в контроллеры лебедок. Секция плавно и очень медленно пошла вниз. Судно получило дополнительный крен от увеличения разноса нагрузки стрелы, находя­ щийся уже за бортом. «Еще майна!». Конструкция медленно опускается в 10— 15 сантиметрах от борта. Второй помощник Бородин, перевесившись через планширь, регулирует оттяжки, чтобы груз шел строго параллельно борту. И вот причал коснулся воды. Еще небольшая слабина гиней, и он свободно закачался на поверхности легкой игривой волны. А судно, словно человек, поло­ живший непомерную ношу, начало медленно выпрямляться. Носовая секция со­ шла отлично. Небольшой общий вздох облегчения — начало есть. Теперь перекур и возьмемся за кормовую. 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz