Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Вот и оказался в этой бухте теплоход «Пионер Литвы». Поздним осенним рей сом он доставил сюда тяжеловесные конструкции и автотехнику для горных работ да и вмерз тут в ледовый припай по причине начавшейся зимы. Пришлось нам дву мя атомоходами в преддверии нового года «выколупывать» его из припая. Атом ный ледокол «Ленин» под командованием капитана Г. А. Энтина за пару часов околол и выдернул транспорт из бухты на большие глубины, где ожидала «Си бирь». Капитаном на ней был В. И. Шестопалов. Автор этих строк в должности капитана-наставника руководил всей операцией. После вывода из бухты и надлежащего крепления буксирной линии с «Ленина» на «Пионер Литвы» флагман каравана атомоход «Сибирь» двинулся на запад. Бук сирная связка последовала за ним по широкому ледовому каналу. А через двое су ток «Пионер Литвы» уже западнее Диксона отдал буксир и пошел самостоятельно в Мурманск в составе очередного каравана из Дудинки. Ну а мы на «Сибири» взя ли под проводку дизель-электроход «Гижига» и отправились в эксперименталь ный зимний рейс к западному побережью Северной Земли для доставки груза на ледовый припай у острова Средний. Остается добавить, что эта экспедиция тоже завершилась успешно в январе нового 1982 года. Теперь же в конце августа 1971 года мы скоренько и вполне благополучно мино вали траверз мыса Челюскин и, постепенно забирая вправо, начали спускаться на юг — юго-восток вдоль восточного побережья Таймыра к Хатангскому заливу. В те далекие времена «Арктика», «Сибирь» и другие атомные богатыри второго и тре тьего поколений еще не резали острыми зигзагами арктические ледовые трассы. Лишь первенец и кумир атомного века ледокол «Ленин» ожидал нас у кромки таймырско го ледового массива где-то на параллели островов Комсомольской Правды. Капитан атомохода Борис Макарович Соколов, добрый старый товарищ, вы шел на связь. Как всегда радушно и весело поздоровался, отпустил комплименты в том смысле, что мы везем жизненно важные для Хатангского порта причалы, и добавил о получении приказа из штаба «очень срочно и наибезопасно!» провести нас до входа в Хатангский залив. Чуть пройдясь по поводу начальственной заботы, Борис Макарович мудро рассудил, что из-за наших гигантских выдвижных крыльев окалывать нас в случае застревания будет невозможно, точнее — опасно. Поэтому предложил «подсунуть нам под нос свою кормушку», взять вплотную «под белы руки» и провести через эту неширокую, но очень костистую ледовую перемычку. Матросы обоих судов действуют профессионально и сноровисто. Не прошло и часа, как атомоход береж но вел «Немировича-Данченко» вплотную на буксире. На всем протяжении трассы Севморпути (от Новой Земли до Берингова проли ва) я больше всего не любил «гнилой» юго-западный угол моря Лаптевых. Здесь северо-восточнее Хатангского залива между восточным берегом Таймыра и Оле- некским заливом постоянно нависал могучий таймырский ледовый массив. Под действием господствующих ветров он временами смещался изрядно к северу — се веро-востоку, иногда вдруг блокировал весь район, напрочь перекрывая пути из Хатанги, Тикси и Новосибирских проливов в западном направлении или из проли ва Вилькицкого на юго-восток. Вот и теперь юго-западный отрог этого массива почти уперся в побережье Тай мыра и поставил серьезную преграду движению судов. Однако и у нас есть опреде ленные выгоды. Мы оказались единственным судном, следующим сейчас в Хатан гский залив с северо-запада, и «Ленин» стал нашим персональным лидером и опе куном. Это, пожалуй, редкая удача в конце августа, в самый разгар арктической навигации. 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz