Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

А на «улице» все же прохладно, около нуля. Да и то сказать — третья декада августа. Будто бы и лето, но... какое лето в проливе Вилькицкого на широте около 78° северной. Идем уже в самом проливе, где по-прежнему чистая вода, лишь ред­ кие полосы разрушенного льда, поэтому следуем, почти не меняя курса. Справа вдали начинает обрисовываться мыс Челюскин. Однако «что-то неладно в нашем королевстве», сказал бы принц датский. Прав­ да, теперь понятие «неладно» со знаком плюс. Просто как-то непривычно. Пролив Вилькицкого, мыс Челюскин, Северная Земля и ... ни тебе тяжелых ледовых скопле­ ний, ни больших, труднопродвигающихся караванов под проводкой ледоколов. Даже снежных зарядов ни одного! Вокруг чистая вода, ясное небо, отменная види­ мость. И заметно оживленное судоходство. Туда-сюда бегут транспорты, важно проплывают танкеры, идут по своим делам гидрографические элегантные суда. Челюскинский перекресток! Тут сходятся и пересекаются морские пути от пролива Матисена с запада, с Северной Земли, с востока — из проливов Санникова и Дмит­ рия Лаптева, от Новосибирских островов, из Хатангского залива и Тикси. Да, это был главный арктический перекресток. Мы ходили тут в одиночку, в составе караванов, нас проносило в ледовом дрейфе с запада на восток и обратно. Но бывали тут и другие великолепные события. Я вспоминаю поход атомных ле­ доколов «Сибирь» и «Ленин» из Диксона в пролив Вилькицкого в бухту Солнеч­ ная на южной оконечности Северной Земли. Это было уже через 10 лет после пла­ вания на «Данченко» в декабре 1981 года. Мы получили распоряжение штаба мор­ ских арктических операций вывести теплоход «Пионер Литвы», вмерзший в припай бухты Солнечной. Да, это был поход! Ледовая обстановка в тот декабрь от Диксо­ на до мыса Челюскин была исключительно благоприятной. В результате продол­ жительных и устойчивых южных—южно-восточных ветров ледовый массив сдви­ нулся далеко на север, а прибрежная полоса вдоль западного побережья Таймыра оказалась чистой от тяжелых льдов. Все это пространство затянулось молодыми темно-серыми льдами. Вот на этих арктических просторах атомные молодцы показали свои превос­ ходные ходовые качества. Два атомохода летели, словно лебеди! Было что-то по- трясающе-величественное в могучем стремительном беге двух фантастически мощ­ ных атомоходов во тьме декабрьской полярной ночи. Впрочем, понятие «тьма» в данном случае не совсем точно — была ясная лунно-звездная, морозная полярная ночь. В таких ситуациях я всегда остро сожалею, что невозможно запечатлеть на пленку и потом показать береговым жителям фантастический триумф арктических походов, это потрясающее зрелище. Бывает много прекрасных, завораживающих моментов в мореплавании, недоступных взорам не только сухопутных обитателей, но и тех, кто водит корабли. Пришли атомоходы во второй половине декабря в пролив Вилькицкого к юж­ ному побережью угрюмой таинственной Северной Земли. Этот огромный остро­ вной район, по площади более нашего Кольского полуострова, как бы навис над северным выступом не менее угрюмого полуострова Таймыр. Берега островов воз­ вышены, скалисты, круто спускаются к морю. Суровая, пустынная земля. Как это нередко случается у нас, в конце семидесятых годов прошлого века вдруг прошел полусекретный слух: «На Северной Земле обнаружены месторождения золо­ та и редких металлов». Известие было серьезным и, вероятно, обоснованным. Сюда начали направлять транспортные суда с грузами стройматериалов, автотехники, оборудования. Базой выгрузки и строительства избрали бухту Солнечная. 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz