Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Да, известный всем морякам-полярникам капитан Константин Константино вич Бызов еще при жизни был фигура легендарная. Высоченный, могучий, настоя щий русский богатырь с густым неспешным басом и нелегким суровым взглядом серых глаз. Он был 1907 года рождения, значит, во времена описываемых событий ему уже шел шестьдесят четвертый год. Он принадлежал к славной арктической когорте довоенных капитанов-ледокольщиков: Сорокина, Воронина, Хлебнико ва, Николаева, Хромцова и других. К нам — «мальчишкам» — он относился не сколько свысока: убежденно, истово учил премудростям арктических ледовых пла ваний, нещадно, порою жестко, хлестко высказывал свое мнение о наших способ ностях. Естественно, он понимал, что мы на него не в обиде, и сам переходил то к резким окрикам, вроде: «...куда это тебя понесло ...потомок...», потом буквально через несколько минут подводил итог: «Вот так и держи, молодец, хорошо упра вился... судно, оно крепкого хозяина любит!». Да, нелегкий был характер у старо го, достойного полярного капитана Бызова! Он командовал в разные времена ледоколами «Ермак», «А. Микоян», «Север ный ветер», «Капитан Белоусов» и другими. Последний раз я встречался с Кон стантином Константиновичем на зимней трассе Енисея зимой 1982 года. Я был ка- питаном-наставником, а он дублером капитана нового великолепного ледокола «Капитан Николаев». А было тогда Константину Константиновичу 75 лет! Теперь, летом 1971 года, мы довольно легко идем вторыми за ледоколом «Ка питан Белоусов» проливом Матисена, пронзившим насквозь могучий арктический архипелаг Норденшельда с его многочисленными большими и малыми островами. Пролив почти чист ото льда, лишь кое-где сиротливо болтаются отдельные обка танные водой серые обломки ледового припая. Погода уже более недели держится удивительно благоприятная: легкий юго-восточный ветерок, редкая облачность. Солнце часто и подолгу освещает изумительным блеском обледенелые высокие береговые утесы и искрящиеся под лучами голубые ленты многочисленных проли вов между островами. За нами полным ходом маневренного режима поспешают «Саша Ковалев» и «Бухтарма». Под утро выбежали из пролива Матисена на широко распахнувшийся простор Карского моря. Теперь в этих краях ночи еще практически нет. Благодатный вечер сменяется бодрым свежим утром. Солнце почти без перерыва невысоко смещается над резко очерченным горизонтом. Справа видны высокие неприступные скалы гроз ного древнего Таймыра. Этот старый угрюмый гигант всегда мрачен и нелюдим. Ледокол «Капитан Белоусов» объявляет об окончании проводки, дает краткие рекомендации для дальнейшего следования и элегантно отваливает влево, ложась на обратный курс. Его уже ждут очередные транспорты, подошедшие с запада к архипелагу Норденшельда. А мы продолжаем следовать на северо-восток к проли ву Вилькицкого. Море почти чисто ото льда, лишь изредка плавают отдельные льдины, точнее обтесанные волнами ледовые обломки. Приятное нынче плавание. Ветер южный, слабый, редкая облачность, видимость прекрасная: берега открыва ются за 15—20 миль и более. Мы идем на восток, поэтому светает рано, хотя стрел ки судовых часов перевели на 3 часа вперед от Москвы. Около 4-х часов утра над чистым горизонтом появился вдруг характерный ярко- зеленый луч! По старым преданиям это предвещает удачу морякам. Штурмана на мостике в восторге -— уловили зеленый луч! Затем появилось главное светило в ослепительном блеске. Да, зрелище грандиозное. Сверкающая полоса неба над го ризонтом, яркое солнце поднимается над утесами Таймыра, а слева безбрежный искрящийся морской простор и отдельные, будто хрустальные, вкрапления неболь ших ледышек. Великолепная картина! 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz