Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
то сравнительно сложное в навигационном отношении: много мелких островов, надводных и подводных банок, скал, мелководий. Наш старпом со своим главным девизом «Береженого бог бережет!» носится по мостику с целым букетом инициа тив. То предлагается вызвать ледокол для обеспечения безопасной проводки через этот район: «...у нас же специальный рейс, уникальный груз — плавучие прича лы!». Или другой вариант: обойти всю эту «абракадабру» мористее, с севера. Его постоянный оппонент — первый помощник Михаил Демидов — добродушно по лемизирует: «Очень ты у нас морячистый, Владимир Владимирович, тебя хлебом не корми, только дай мористее ходить! А какова там ледовая обстановка? Вам из вестно? Вот капитан, по-моему, не знает». Добродушная перепалка старших ко мандиров — обычное занятие, особенно в свободное время. Но при всем при том они не переходят за рамки приличия. И мне нравятся их добрые взаимоотношения и уважение друг к другу. Это нечасто встречается в дальних, особенно в арктиче ских, плаваниях и немалого стоит. Между тем мы сравнительно спокойно и безопасно миновали этот участок, обошли остров Белуху и легли курсом на западный вход пролива Митисен. Остров Белуха — место памятное и знаковое для полярных моряков. Его координаты: 76°03' северной широты и 91°26' восточной долготы. Тут в нескольких милях к се веро-западу от острова в далеком военном 1942 году советский пароход «А. Сиби ряков» под командованием капитана А. А. Качарава вступил в неравный бой с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». Тут и погиб старенький, отваж ный «Сибиряков». Часть экипажа тоже погибла, остальные попали в фашистский плен. Проходящие эти места морские суда гудками и приспущенными флагами от дают дань памяти героическим морякам. Мы, разумеется, тоже торжественно по чтили память отважного экипажа и парохода. Кроме того, вечером я прочел моря кам небольшую лекцию о «Сибирякове» и сибиряковцах — моряках, полярниках, воинах. А за Белухой еще целая группа островов: Продолговатый, Гыдояма, Сороки на, Гаврилова, банка Гаврилова. Но вот на горизонте по носу появились силуэты нескольких судов. Это ожидающий нас «Капитан Белоусов» и два наших снабжен ца «Саша Ковалев» и «Бухторма». Вызываю ледокол и докладываю о подходе и готовности к дальнейшему следованию. Капитан ледокола Константин Бызов принимает доклад и спрашивает: «Что- то голос знакомый, ну-ка, представься!». Я представляюсь и добавляю: «...мы с Вами, Константин Константинович, на “Лене” в Антарктику ходили в 1957 году». Слышу в ответ: «Ну вот, я же говорю, знакомый моряк — уже капитан? Поздрав ляю! Рад, рад старым знакомым!». Затем следуют официальные указания о месте в ордере, дистанции, скорости движения. Следует небольшая пауза, и команда с ле докола: «Начали движение, занимать места». Разобравшись с порядком следования каравана Константин Константинович, будто продолжая начатый разговор, вопрошает: «А что это у тебя на палубе, со стороны немного похоже на “каталину” (гидросамолет), готовую к взлету?». Ах, старый, мудрый Костя Бызов! Ты все видишь, понимаешь, у тебя даже радиограм ма от капитана-наставника Саковича есть о нашем необычном грузе и рекоменда- ция-просьба уделить особое внимание проводке «Немировича». А вопрос просто так — поддержать разговор со старым знакомым моряком. Я со своей стороны подробно объясняю, что за груз, пункт его назначения, а также основные парамет ры этих громоздких сооружений на палубе. «Да, причалы в портопунктах — дело архиважное. Ну, теперь уже недалеко, обстановка ледовая вроде как стоящая — добежим!». 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz