Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

изо всех сил старались удержать лодку на месте, одновременно загружая кормовую ее часть. — Ленька, сюда!— крикнул брат. Я почти бессознательно перекатился со средней банки в корму, добавляя своей небольшой массой осадку лодки. Прошло несколько страшных минут. Вода стремительно прибывала, и ее уро­ вень становился все выше. Лодка теперь касалась грунта только кормой и, посте­ пенно выравнивая крен, разворачивалась по течению. Опасность опрокидывания миновала. Отец и брат были уже почти по грудь в ледяной воде и больше не могли удерживать лодку на месте. — Коля, в лодку! Брось якорь! — командует отец. Еще чуть притормозив движение судна, отец одним махом оказывается на кор­ ме, и мы дружно беремся за весла. С помощью якоря и весел на укол еще пытаемся держаться на месте. А приливной вал уже прошел по мелякам, и течение стало чуть утихать, разливаясь по всей ширине реки. Только тут я понял, что менее получаса назад мы были на краю гибели. Если бы не мгновенная реакция отца и брата Нико­ лая и их отважный бросок в воду, лодку неминуемо поставило бы бортом к мели и опрокинуло стремительным приливным гребнем. А нас, естественно, закрутило бы в водовороте и бросило на глубину. Я на всю жизнь усвоил этот жестокий урок природы и строгое напутствие отца — «не волновать мать». К концу тридцатых годов в водах Белого и Баренцева морей, у полуострова Канин и Мурманского побережья успешно вели промыслы десятки рыболовных сейнеров, малых тральщиков — ловили треску, пикшу, палтус, камбалу, а по весне вели ярусный лов полярной акулы. Делались попытки вести белуший промысел со специализированных судов. На зимний период рыболовный флот, в частности, сейнеры и малые тральщики обычно уходили с Белого моря на Мурман в бухты Териберки, Иоканги, Харловки и в гавани Кольского залива. Тридцатые годы прошлого века были памятными, зна­ менательными, новаторскими не только в мореходстве и поморских промыслах. Получали активное развитие и сухопутные отрасли местного хозяйствования. Долгощелье к тому времени было наиболее многочисленное село по составу насе­ ления. Вспоминается грустно-светлое выражение: «Все еще живы!». Действитель­ но, все были живы, здоровы и полны сил, намерений и, естественно, надежд на бла­ гополучную, спокойную жизнь, по крайней мере, на ближайшие годы. Жители села, особенно молодежь, вели активную работу по обустройству и развитию всего коллективного хозяйства. Возводили новые жилые дома, фермы для растущего поголовья лошадей и крупного рогатого скота, строили дороги, мосты, возводили переправы, механизировали многие земледельческие и хозяйствен­ ные работы. Молодые ребята азартно рубили просеку через лесные массивы к рай­ онному центру — городу Мезени. В перспективе планировалось построить сорока­ километровую современную дорогу, о которой мечтали многие поколения селян. Всем осточертели эти древние временные зимники и поездки через морской учас­ ток на открытых парусных карбасах в период навигации. В 1934 году в Долгощелье построили новую, замечательно красивую по тем временам, семилетнюю школу — первую настоящую школу в селе. Ранее всем ми­ ром строили церкви да колокольни, а вот до школы в селе с полуторатысячным населением все как-то руки не доходили!? Теперь вот дошли. Новая школа на высо- 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz