Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

мане, встречных судах, открывшемся береге, полученном штормовом предупреж­ дении. Я всегда нетерпимо относился к упущениям вахтенных штурманов, которые в свое оправдание ссылались на сомнительные причины — «.. .не хотели Вас беспоко­ ить» или когда некоторые связывали происшествия с «внезапно налетевшим» штор­ мом, появившемся в опасной близости, и так далее. Вот тут я всегда приводил в пример действия вахтенного штурмана Бородина. Днем или ночью, отдыхает капи­ тан или занят другими делами, при наступлении определенной ситуации раздавал­ ся резкий свисток с мостика и звучал спокойный, ровный голос Бородина: «Леонид Степанович, туман, видимость две мили — машина в маневренном режиме!» — и все. Далее, как говорят, «проблемы капитана» и его решение: подняться на мостик и принять командование судном на себя или доверить своему помощнику действо­ вать самостоятельно. Рекомендуя в свое время судоводителя Бородина на долж­ ность капитана морских транспортных судов, я ничуть не сомневался в его превос­ ходных профессиональных качествах и не ошибся в своем решении. Капитан Боро­ дин — отличный профессионал и достойный руководитель экипажа. «Впереди по курсу лед!» — звучит голос вахтенного штурмана. Я быстро под­ нимаюсь на мостик. Кстати, в те далекие годы, будучи еще сравнительно молодым капитаном, при плавании в Арктике, где возможны всякие нештатные ситуации, я на морских переходах отдыхал, как правило, не раздеваясь, на походном диване и в случае необходимости практически моментально оказывался на мостике. Не знаю, как к этому относятся мои коллеги-капитаны, но что было — то было. Остается только добавить, что за почти тридцатилетний период командования судами в ар­ ктических плаваниях не было ни одного случая ледовых повреждений по вине су­ доводителей и, в частности, капитана. Я уже упоминал о том, что по прогнозам специалистов ледовая обстановка на арктических трассах в навигацию 1971 года была благоприятна. И вот около ост­ ровов Скотт-Хансена встретили первый лед. Уменьшаем ход до малого: подход к ледовой кромке — дело всегда серьезное, напряженное — кто знает, как он встре­ тит судно? Возможны уплотненные, старые, костистые сморози, а может встретиться и просто сбитая ветром в кучу мелкая ледовая каша. Наш старый ледовый боец, ветеран Арктики «Немирович-Данченко», слегка вздрогнув корпусом, будто отряхнувшись, уверенно вошел в ледовую полосу. Да, лед сильно разрушен, пропитан водой, опасности он не представляет. А далее и вовсе — «на расплавах». Увеличиваем ход до полного маневренного режима, что примерно 80% мощности, и уверенно продолжаем движение, лишь изредка обходя более-менее солидные на вид льдины. Поручаю Ивану Григорьевичу самостоятельно управлять судном. Это (знаю не понаслышке!) всегда приятно и волнительно для второго штурмана: самостоятельное плавание во льдах — важный шаг к старпо- мовской должности. Днем получили очередную информацию о ледовой обстановке в районе плава­ ния, а также рекомендации для дальнейшего следования в восточном направлении. Специалисты штаба морских арктических операций в Диксоне сообщали, что ле­ довая обстановка в районе островов Мона сравнительно благоприятна: лед 3—5 баллов, большие разводья. Рекомендовалось следовать обычными навигационны­ ми курсами, соблюдая определенную осторожность, особенно при ограниченной видимости. Штаб также указывал место встречи с ледоколом «Капитан Белоусов» у западного входа в пролив Матисена в архипелаге Норденшельда. Все ясно или почти все. Правда, район островов Мона при наличии там даже легких льдов мес­ 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz