Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
высокие скалистые берега острова Вайгач. А к концу вахты немного левее курса стали обозначаться далеко выдвинувшиеся в море юго-западные мысы Новой Зем ли. Впереди распахнулся широкий и довольно глубоководный пролив Карские Ворота. Это было уже начало трассы Северного морского пути. В тот год прогнозы на предстоящую арктическую навигацию были довольно благоприятны, по крайней мере, на август. И мы были на первых порах свидетеля ми выполнения прогнозов. В Карских Воротах и на подходах к ним было чисто ото льда, явление, между прочим, сравнительно редкое. Получили и очередные реко мендации для дальнейшего плавания. Штаб морских арктических операций пред лагал следовать обычными навигационными курсами севернее острова Белый, обещая в основном «море чисто ото льда, возможны отдельные разрушенные льдины». Наш добрый, внимательный капитан-наставник Сакович тоже, судя по всему, зорко следил за нами из Мурманска. Он прислал мне обстоятельную депешу. Суть ее заключалась в том, что он предварительно договорился со штабом морских опе раций о том, чтобы нам не заходить в Диксон, а использовать благоприятные ледо вые условия и идти без захода далее на восток до встречи с ледоколом в районе островов Мона. Информация была вполне удовлетворительна, и мы продолжали идти полным ходом к месту встречи с ледоколами, где, вероятно, формировался очередной караван на восток. А моряки восприняли уточненный план довольно сдержанно. Так уж сложи лись традиции на ледокольно-транспортном флоте, что суда, следующие восточнее мыса Челюскин, как правило, заходят в Диксон для промежуточного пополнения запасов топлива, пресной воды, иногда и продовольствия. Здесь суда ожидают формирования каравана, поэтому моряки имеют небольшой отдых. Диксон пользо вался у арктических моряков особым расположением. Порт летом был шумный, оживленный, бесшабашный — ни тебе проходной со строгими контролерами, ни всяких переходов, переездов, шлагбаумов: сошел с борта судна или рейдового ка тера — и в городе, точнее, в большом гостеприимном поселке. Здесь все свои — морская братва, арктическая вольница, встречи с друзьями с других судов. Но вот незадача... проходим мимо! Первые небольшие полосы разрушенного льда стали встречаться у островов Скотт-Хансена. Мой второй помощник Иван Григорьевич Бородин первым обна ружил ледовую кромку. Штурман Бородин, ныне уже известный опытный поляр ный капитан, был в то время грамотным, энергичным, очень требовательным и принципиальным помощником капитана. Характер у Ивана Григорьевича был не из легких: он трудно сходился с людьми. Что же касается его дисциплинированно сти и личной ответственности за дело, это был образец долга и службы. Я часто ставил его в пример молодым штурманам уже спустя годы после нашей службы на «Немировиче-Данченко». Вот и теперь около трех часов ночи в моей каюте разда ется громкий свисток из переговорной трубы с мостика. Легкая дремота момен тально слетает: «Слушаю, капитан!». В трубке звучит не громкий, но предельно отчетливый и лаконичный голос Бородина: «Леонид Степанович, по курсу лед, перевожу машину в маневренный режим». Резиновая трубка щелкнула — отбой. Ни слова более, ни комментариев, ни малейших пояснений: доложено — и все! Дальнейшее — капитанское дело. Я очень любил и уважал своего помощника особенно за то, что был спокоен, когда на вахте, особенно с полуночи до 4-х часов утра, стоит второй штурман Бородин. Он сделает все, что полагается по Уставу и правилам хорошей морской практики: предупредит, проинформирует о льдах, ту 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz