Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
этакое подобие летательного аппарата с распростертыми, не длинными, но внуши тельными крыльями. Погрузили благополучно, но это с помощью огромного плав крана с высоченной грузовой стрелой. А вот как будем выгружать? Да и дойти еще нужно — более половины трассы Севморпути, четыре моря пересечь предстоит. Богат нынче год на спецрейсы для теплохода «Немирович-Данченко». К вечеру погрузку и крепления тяжеловесов закончили. Мы с капитаном-на- ставником и старпомом внимательно, не спеша, осмотрели установку и крепление груза. Портовики выполнили работу по высшему разряду. Замечаний практически не было. И немудрено. Вся технология была проработана и рассчитана инженера ми заводского конструкторского бюро. Виктор Станиславович тепло попрощался, пожелал удачи и попросил постоян но информировать его о переходе в Хатангу. Мой добрый старший товарищ и на ставник как всегда был внешне суров, спокоен и немногословен. Он спустился на подошедший портовый катер и, скупо махнув на прощание, отправился на берег. У нас машина готова, лоцман на мостике, команда: «Боцман на бак, с якоря сниматься!». Архангельский рейд по-летнему великолепен. Выбрали якорь, развер нулись с помощью буксира и пошли на выход в море. Начался очередной арктиче ский рейс. Родное Беломорье встретило отличной летней погодой, по крайней мере, в своей средней части. Нам было крайне важно максимально использовать благо приятные погодные условия для перехода, хотя бы до Новоземельских проливов. С нашими громоздкими тяжеловесами на верхней палубе попадать в штормовую переделку было крайне нежелательно, особенно под северо-западную зыбь. Старший механик Валентин Александрович Шестаков выдавал все, на что была способна не очень мощная машина. О нашем стармехе хочется говорить много, уважительно и тепло. Валентин Александрович был коренной северянин, помор, окончивший Архангельское мореходное училище. Он принадлежал к категории истинных моряков, беззаветных тружеников, специалистов высочайшего класса. Его никогда ни о чем не нужно было просить, а тем более что-либо от него требо вать. Умница, замечательного характера и чистейшей души человек, он всегда все понимал и делал все так, как хотел и чего ожидал капитан. У нас на всю жизнь установились замечательные товарищеские отношения. И мы всегда с большим удовольствием встречались до... того. Погода не подвела нас на начальном этапе плавания. Спустя сутки после выхо да из Архангельска обогнули суровый мыс Канин Нос и легли курсом на Карские Ворота. Баренцево море тоже встретило довольно приветливо. Южный, юго-за- падный легкий и теплый ветерок сопровождал нас и за Каниным. А мне вспоминались далекие юношеские времена — конец сороковых. Рыбац кая страда на рыбных сейнерах здесь, в районе Канина Носа, акулий промысел, лов трески, голодная весенняя распутица до подхода к Канинскому побережью рыб ных косяков. Прошло почти двадцать пять нелегких моряцких лет, а прошлое вста ет в памяти все так же ярко и образно: коллеги, друзья-моряки, наш заслуженный старый сейнер-рыбак, воин, беззаветный морской труженик «Бабушкин», погиб ший на закате своей трудной доли на штормовых меляках Мезенского залива осен ней темной ночью. Да, суровые были времена. А вот теперь пустынна северная часть Белого моря — ни одного рыбацкого судна в пределах видимости. Бывало тут в погожие августовские дни рыбачили до сотни промысловых судов, как говорили: «Стон стоял над Беломорьем». Миновали еще одни сутки спокойного, размеренного плавания в Баренцевом море, и ранним погожим утром вахтенный старший помощник Панов усмотрел 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz