Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

И ... началось! К нам на борт прибыла группа энергичных, деловитых, несколь­ ко бесцеремонных парней, которые начали шумно руководить моряками во главе с боцманом. Однако ничего толкового из этого не получилось. Организаторы, по мнению моряков, «сухопутные мореходцы» сами не знали, что и как нужно делать. И только после обстоятельного разговора со старпомом все пошло на лад. А суть заключалась в том, чтобы наш щеголеватый, опрятный «Немирович-Данченко» на время преобразить в иностранный подбитый бомбовыми ударами немецкой авиа­ ции транспорт, который с креном на борт, дифферентом на нос и большими пожа­ рами на палубах продолжает идти в составе конвоя к советским берегам. Моряки поняли суть задачи и начали активно и увлеченно «разделывать» бу­ дущего «артиста». Перво-наперво закрыли парусиной марку с серпом и молотом на дымовой трубе. Затем замалевали временно название на бортах судна, развели и установили в обезображенном виде грузовые стрелы, судовые шлюпки, нагромоз­ дили на палубах какое-то подобие разбитых и разбросанных ящиков, бочек, созда­ ли настоящие завалы. Я только удивлялся изобретательности этих ребят. На мос­ тике, на носу, корме и в двух трюмах с открытыми люками установили ведра и бочки с промасленной паклей и ветошью. Много чего смастерили моряки. А кино­ шники, как их добродушно называл экипаж, как-то потерялись в этом бурном во­ довороте фантазии и активности судовых энтузиастов. Когда штурмана с механиками завершили эти «безобразия» большим диффе­ рентом судна на нос и предельным (судно было «в балласте», то есть без груза) креном на один борт, наше элегантное судно было не узнать. Первый помощник капитана Михаил Демидов потом со смехом рассказывал, как серьезный и немного суеверный старпом почти про себя бормотал: «Ну, что сделали с судном, нет, все это добром не кончится!». Однако старпом ошибался, все закончилось вполне бла­ гополучно. И все же, когда поступила команда к движению для съемок, на мостике было откровенно неспокойно. От зажженной в многочисленных бочках ветоши судно буквально утонуло в густых клубах дыма. Дали небольшой ход вперед и пошли по указанному курсу на съемку. Естественно, «Немирович-Данченко» был здесь не одинок. Около десятка других судов тоже каждое по-своему имитировало участие в том трагическом союзном конвое. Картина была захватывающая: горящие, полузатопленные транспорты, по флан­ гам время от времени скользят одинокие военные корабли эскорта, пролетают само­ леты, немного в стороне всплывает подводная лодка. Все, как на войне. Вероятно, съемка прошла успешно — дублей не было. Руководители съемок говорили что-то еще насчет имитации налета на конвой немецких самолетов с бомбежкой судов конвоя, но после довольно продолжительной паузы последовало распоряжение о съемках отдельных частных эпизодов с судами поодиночке, вдвоем, втроем. Вероятно, авианалет оказался киносъемщикам не по карману. А возможно, были и другие причины, но мероприятие закончилось, и поступила команда всем судам следовать в порты приписки или выполнять указания судовладельцев. Так закончилось наше участие в военно-морских учениях и киносъемках. В зак­ лючение остается добавить, что спустя некоторое время мы с женой смотрели этот фильм в мурманском кинотеатре. Эпизоды выглядели очень впечатляюще. По край­ ней мере моя жена держала меня за рукав и взволнованно спрашивала: «Как это вы шли — все горит, судно тонет!». Моя дорогая славная женщина, шли мы хорошо. А вот как шли те ребята — американцы, канадцы, англичане, русские моряки — участники того трагического конвоя PQ-17 в роковом 1942 году — теперь даже приблизительно страшно представить. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz