Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
гу. А там, в глубине материка, артиллерийская стрельба, взрывы, грохот, дым «кру гами всходит к небесам!..». Подошли на допустимое, безопасное расстояние к берегу, отдали якорь. Коман да капитана: «Плавсредства на воду!». И пошел десант! Мои помощники и боцман отлично организовали высадку на плавсредства с обоих бортов. Спущены парадные трапы, штормовые трапы, легкие стремянки. Кроме того боцман с матросами приспособили для спуска людей с судна... грузовые сетки. Одна кромка сетки закреплена на утки на фальшборте, а сама сетка свисает вниз, практически доста вая нижней своей частью почти до палубы самоходов, катеров, шлюпок. Сеток было использовано с полдюжины, и они сослужили прекрасную службу при спуске лю дей на плавсредства. С высадкой десанта мы далеко опередили наших коллег с балтийских и архан гельских транспортов. Во-первых, мы значительно быстрее подошли к берегу и спустили на воду плавсредства, во-вторых, масса солдат со снаряжением, оружием буквально «скатилась» с борта судна на малые суда, лишь перехватываясь руками по ячеям сеток. Наш посредник — капитан Покровский — ликовал на мостике. Соседние суда только устанавливались на якоря, а наш «моторизованный полк» уже лавиной устремился к берегу, где грохотал учебный бой. «Немирович-Данченко» поднял якорь и отскочил от береговой отмели на мор ской простор, где было легче маневрировать в случае атаки подводных лодок или авиации. Хотя справедливости ради следует отметить, что глубины в нашем райо не были неподходящими для действий подводных лодок. Покровский, как представитель Северного флота, принял от меня рапорт о выполнении поставленных перед экипажем задач по учениям. Он горячо поздра вил капитана и экипаж с успешными действиями во время отработки задач военно- морской подготовки. Кстати, через несколько дней экипажу была объявлена бла годарность в приказе по флоту, а капитан получил благодарственную грамоту ко мандующего Северным флотом. Разумеется, все мы были горды и по-своему счастливы тем, что достойно представили наше Мурманское пароходство на боль шом смотре. После завершения учений командир конвоя провел основательный разбор, где отметил действия всех сил конвоя, естественно, сделал несколько замечаний, но в целом выразил большое удовлетворение действиями капитанов и экипажей торго вых судов. Капитан первого ранга был приятно удивлен мастерскими действиями капитанов при плавании в походном ордере. Военный моряк, он не знал, ему было невдомек, что капитаны ледокольно-транспортных судов работают на трассах Сев- морпути. И плавания в караванах, за ледоколами в сложных ледовых условиях для них нормальная работа. Они привыкли в случаях тяжелых ледовых сжатий идти «в косынке» за атомным ледоколом на расстоянии одного корпуса, будучи готовыми в любой момент к изменению режима движения не только ведущего ледокола, но и транспортов, следующих в караване. Это высший класс мастерства при совмест ных плаваниях современных океанских кораблей. По окончании разбора учений представитель Северного флота сообщил, что по согласованию с руководством пароходств, о чем капитаны будут проинформи рованы персонально, все суда, участвовавшие в учении, на сутки, возможно, чуть более, поступают в распоряжение руководителей киносъемочной группы для учас тия в массовой морской сцене снимаемого фильма о конвое PQ-17. И тут же пред ставил трех руководителей новой операции. 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz