Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

гу. А там, в глубине материка, артиллерийская стрельба, взрывы, грохот, дым «кру­ гами всходит к небесам!..». Подошли на допустимое, безопасное расстояние к берегу, отдали якорь. Коман­ да капитана: «Плавсредства на воду!». И пошел десант! Мои помощники и боцман отлично организовали высадку на плавсредства с обоих бортов. Спущены парадные трапы, штормовые трапы, легкие стремянки. Кроме того боцман с матросами приспособили для спуска людей с судна... грузовые сетки. Одна кромка сетки закреплена на утки на фальшборте, а сама сетка свисает вниз, практически доста­ вая нижней своей частью почти до палубы самоходов, катеров, шлюпок. Сеток было использовано с полдюжины, и они сослужили прекрасную службу при спуске лю­ дей на плавсредства. С высадкой десанта мы далеко опередили наших коллег с балтийских и архан­ гельских транспортов. Во-первых, мы значительно быстрее подошли к берегу и спустили на воду плавсредства, во-вторых, масса солдат со снаряжением, оружием буквально «скатилась» с борта судна на малые суда, лишь перехватываясь руками по ячеям сеток. Наш посредник — капитан Покровский — ликовал на мостике. Соседние суда только устанавливались на якоря, а наш «моторизованный полк» уже лавиной устремился к берегу, где грохотал учебный бой. «Немирович-Данченко» поднял якорь и отскочил от береговой отмели на мор­ ской простор, где было легче маневрировать в случае атаки подводных лодок или авиации. Хотя справедливости ради следует отметить, что глубины в нашем райо­ не были неподходящими для действий подводных лодок. Покровский, как представитель Северного флота, принял от меня рапорт о выполнении поставленных перед экипажем задач по учениям. Он горячо поздра­ вил капитана и экипаж с успешными действиями во время отработки задач военно- морской подготовки. Кстати, через несколько дней экипажу была объявлена бла­ годарность в приказе по флоту, а капитан получил благодарственную грамоту ко­ мандующего Северным флотом. Разумеется, все мы были горды и по-своему счастливы тем, что достойно представили наше Мурманское пароходство на боль­ шом смотре. После завершения учений командир конвоя провел основательный разбор, где отметил действия всех сил конвоя, естественно, сделал несколько замечаний, но в целом выразил большое удовлетворение действиями капитанов и экипажей торго­ вых судов. Капитан первого ранга был приятно удивлен мастерскими действиями капитанов при плавании в походном ордере. Военный моряк, он не знал, ему было невдомек, что капитаны ледокольно-транспортных судов работают на трассах Сев- морпути. И плавания в караванах, за ледоколами в сложных ледовых условиях для них нормальная работа. Они привыкли в случаях тяжелых ледовых сжатий идти «в косынке» за атомным ледоколом на расстоянии одного корпуса, будучи готовыми в любой момент к изменению режима движения не только ведущего ледокола, но и транспортов, следующих в караване. Это высший класс мастерства при совмест­ ных плаваниях современных океанских кораблей. По окончании разбора учений представитель Северного флота сообщил, что по согласованию с руководством пароходств, о чем капитаны будут проинформи­ рованы персонально, все суда, участвовавшие в учении, на сутки, возможно, чуть более, поступают в распоряжение руководителей киносъемочной группы для учас­ тия в массовой морской сцене снимаемого фильма о конвое PQ-17. И тут же пред­ ставил трех руководителей новой операции. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz