Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
учениях четко и квалифицированно. В твиндеках трюмов оборудовали временные помещения для десанта. Грузовое тяжеловесное устройство моряки привели в пол ную готовность к работе. На судно доставили дополнительные спасательные сред ства, необходимое техническое снабжение, аварийные материалы. Подготовитель ные мероприятия к участию судна в учениях закончили через двое суток. Сбор судов-участников конвоя назначен в одном из северных фьордов. Собра лось более десятка судов, в основном Северного и Балтийского пароходств. Не знаю почему, но от Мурманского пароходства в учениях принимал участие только наш «Немирович-Данченко». Это накладывало на нас особую ответственность — мы в единственном числе представляли на больших учениях нашу судоходную ком панию. Перед выходом в море командир конвоя капитан первого ранга собрал капита нов на совещание. Мы получили подробный инструктаж по предстоящим учениям: выход из порта, построение в ордер, схемы движения и маневрирования в составе конвоя, отработка задач по маневрированию, борьбе за живучесть, уклонению от нападения самолетов и подводных лодок. Завершающим элементом была высадка десанта на необорудованный берег. Настал день учений. По сигналу флагмана транспортные суда снялись с яко рей, вышли из фьорда и начали последовательно занимать свои места в походном ордере. Все проходило довольно организованно. Построились в три походные колонны и, выполняя команды флагмана, начали увеличивать ход до 12 узлов. Картина была впечатляющая: конвой хорошим хо дом устремился на северо-запад; по бортам в некотором отдалении шли корабли эскорта; время от времени проносились небольшие группы самолетов прикрытия. В течение почти двух суток конвой последовательно отрабатывал все элементы учения в строю походных колонн. Правда, напряжение от постоянного нахожде ния в строю, от бесконечного маневрирования и уклонения от воздействия сил про тивника было предельным. И тут мудрый наставник и старый друг Николай Нико лаевич Покровский оказывал неоценимую услугу, подстраховывая моего старше го помощника на время краткого отдыха капитана. Николай Николаевич был участник войны, кадровый военно-морской командир и прекрасной души человек. Он занимался наставничеством энергично, целеустремленно и удивительно полез но. Придет, бывало, на судно перед рейсом с солидным пакетом. А через неболь шой промежуток времени, чаще ночью, на судне «Аларм» — то дым валит из како- го-нибудь помещения, то глухой взрыв в низах. Естественно — судовая тревога, борьба «с пожаром» или «пробоина» в подводной части корпуса. Аварийная партия — приступить к борьбе за живучесть. Николай Николаевич оставил книж ку замечательных стихов «Капитаны кораблей не покидают!». А мы и не знали о замечательном поэтическом таланте этого славного человека при его жизни — горь ко и стыдно сознавать, но так получилось. Выполнив все морские элементы учения, конвой повернул — «все вдруг» — на обратный курс и устремился к полуострову Рыбачий для высадки десанта. Погода благоприятствовала проведению учений — почти штиль, лишь легкая пологая зыбь от северо-запада, солнечно, тепло. Баренцево море отдыхало. Настал заключитель ный этап. Приказ командира конвоя: «Следовать в губу Айно и высаживать десант на побережье Рыбачьего». Мы полным ходом идем к своему якорному месту — благо места знакомые, на пассажирском судне ходили тут многократно и зимой и летом, в шторм, непогоду, во мраке полярной ночи. Вот и пригодился этот опыт. На палубе — старпом, второй помощник, боцман с палубной командой готовят судовые стрелы для спуска на воду плавсредств, на которых десант пойдет к бере 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz