Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

дело, как правило, всегда имеет некоторую специфику, особенно с грузами амери­ канских и канадских грузовладельцев. В данном случае канадцы выступали посред­ никами в деле. Кроме того, требовался постоянный контроль за обеспечением суд­ на всем необходимым для предстоящих плаваний. Но тут у меня определенные вы­ годы — мы идем в свой порт приписки Мурманск. Естественно, ленинградские снабженцы, уже информированные об этом, лихо отказывали в выполнении зая­ вок, ограничиваясь лишь крайне и жизненно необходимым. Но вот грузовые работы закончились, документы подписаны, портовые фор­ мальности пройдены. Великолепным июньским вечером «Немирович-Данченко» вышел из Ленинграда в Мурманск. После полуночи сдали лоцмана на Большом Кронштадтском рейде и побежали на запад. Белая июньская ночь царила над Балтикой. Маловетрие, отличная видимость, резкая полоса горизонта. А на востоке уже горит утренняя заря. Море чуть взды­ хает своей безбрежной, поблескивающей поверхностью. Хорошее, спокойное пла­ вание. Судов немного, идут своими курсами по рекомендованным фарватерам. Справа — берега Финляндии, застывшие в сумеречном трепетном свете. Слева — Эстония, это более знакомые места. И все же Финский залив небезопасный район для плавания даже в благоприятный летний сезон — множество островов, банок, течений. На следующий день получили первую информацию от эксплуатационников из Мурманска. С приходом в порт приписки судно откомандировывалось в распоря­ жение представителей Северного флота для участия в больших совместных учени­ ях. Да, это мероприятие серьезное, ответственное и весьма специфичное. Ну что же, учения для практики экипажа совсем неплохо. Да и капитану нелишне с боевыми кораблями флота пообщаться. Теперь это «...дела давно минувших дней», уже прак­ тически незнакомые новым поколениям моряков. А в начале семидесятых годов про­ шлого столетия пресловутая «холодная война» черной тучей висела над миром, и военное противостояние двух военно-мировых блоков было реальностью. Поэтому, по крайней мере, старшие командиры торгового флота относились к совместным учениям флотов с должной ответственностью и надлежащим настроем. Непродолжительный переход с Балтики завершился благополучно — через не­ делю прибыли в родной порт. Судно почти полгода не было в Мурманске, так как работало на зимней линии Канада—Континент. Теперь пришло время предстать перед начальством. Многочисленные проверяющие, контролирующие представи­ тели служб и отделов Управления. Стоянка в порту приписки, особенно после дол­ гого отсутствия, дело малоприятное, хлопотное, беспокойное. Однако от него ни­ куда не денешься. Рейсовые донесения, многочисленные отчеты в соответствую­ щие службы, заявки на топливо, техническое снабжение, продовольствие, сдача различного оборудования в ремонт и на проверку. Встречи с руководителями бере­ говых структур: это Регистр, пожарная и медико-санитарная служба, техника безо­ пасности, да всех не перечесть. Но есть у капитана и его помощников, механиков, старших специалистов гене­ ральная задача — подготовить судно к предстоящей арктической навигации, а в дан­ ных конкретных условиях — к плаванию в составе учебно-практического конвоя. На следующее утро на борт прибыла целая делегация военных представителей — морские офицеры, работники различных служб Управления. Некоторые опасения судового руководства в связи с такой представительной делегацией оказались на­ прасны. Специалисты из военно-морского ведомства и капитан-наставник Н. Н. Пок­ ровский организовали дополнительные работы по подготовке судна к участию в 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz