Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
К этому времени мы уже заметно спустились на юг в координаты около 79°00' северной широты и 08°00' восточной долготы. Локаторы зацепились за высокие скалы западного побережья Шпицбергена. Определения места судна стали более надежны. Кстати, невязки, то есть расхождения между счислимым и действитель ным местом судна, оказались минимальными, несмотря на все трудности определе ний местоположения в высоких полярных широтах. Судоводители принимали ком плименты от научников за отличную штурманскую работу и, естественно, ходили именинниками. С выходом на большие участки чистой воды, уже непосредственно между Грен- ландией и Шпицбергеном, удалось выполнить еще несколько океанографических станций. Это значит: останавливаем судно (ложимся в дрейф), научные сотрудни ки опускают за борт приборы на различные глубины и ведут замеры температуры, плотности, солености и других элементов морской воды для последующей обра ботки их в судовых лабораториях. Измеряют глубину моря в данной точке. Вот для этого и нужно максимально точное определение места судна, которое выполняют судоводители. На все эти операции уходит довольно много времени. Нас особенно трогает старательная кропотливая работа на открытых палубах в зимних условиях женщин — научных сотрудников экспедиции. Вот перед кем следует, как говорили в былые времена, снять шляпу! Это подлинные энтузиасты и патриоты своего дела, истинные служители науки. 25 ноября экспедиция закончила океанографические работы, и «Лена» устре милась на юг в Гренландское море и далее к родным берегам! А ночью навалился очередной жестокий шторм. Качка превышала крен в 40°. Огромная волна удари ла в носовую переборку, выбила иллюминатор в музыкальном салоне и вдребезги разнесла пианино, столик, кресла и дверь. Это был, кажется, последний жестокий удар стихии в этом году по нашему заслуженному и уже изрядно потрепанному дизель-электроходу. 27 ноября 1957 года «Лена» пришла в Мурманск. А спустя не сколько дней, я получил очередной отпуск. Пора, две арктические навигации и ан тарктическая экспедиция, почти полтора года без берега. По указанию капитана я передал дела третьего штурмана моему другу Сергею Алексеевичу Смирнову, теп ло попрощался с друзьями-моряками и... отправился на берег. июня 1971 года по приказу начальника Мурманского пароходства я вступил в командование теплоходом «Немирович-Данченко». Судно пришло из ка надского рейса в Ленинград и стояло у одного из причалов порта. Стивидо ры заканчивали выгрузку могучих американских тракторов «Катар-Пиллар», раз мещенных в трюмах и на главной палубе. Капитан В. В. Семенов собирался в от пуск и с нетерпением ожидал замену. Мы с Виталием Владимировичем старые добрые знакомые. Я плавал с ним стар шим помощником на этом судне в Канаду. Поэтому передача дел не заняла много времени. К вечеру подписали акт о передаче дел, и штатный капитан, попрощавшись с экипажем и своим сменщиком, отправился домой (он коренной ленинградец). Сменный же капитан занялся своими неотложными делами, которых при сто янке в отечественных портах всегда в избытке. Оформление грузовых документов, точнее, визирование сдаточных документов на выгруженный импортный груз. Это Арктические конвои семидесятых 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz