Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
ды, провизии, топлива, организация научных наблюдений, обеспечение безопас ности судна. Семнадцать суток продолжался ледовый дрейф. Надежды на выход из этого арктического логова уже практически не было, подготовка к зимовке шла своим чередом. Но штурмана каким-то внутренним чутьем надеялись, что зимовать тут не будем. Нас все же медленно, но упорно двигало на юг. Однако окружающая ледовая обстановка и вся эта арктическая стихия: морозы, снежная пурга, поляр ная ночь, гигантские торошения вокруг нашего судна, честно говоря, не внушали особых надежд на скорое освобождение из этого дикого, природного хаоса. 20 ноября несколько неожиданно разразился жестокий зимний шторм от севе- ро-запада. Капитан Ветров каким-то особым чутьем уловил чуть заметные переме ны в обстановке. Последовали энергичные распоряжения и приказы. А мы, выпол няя их, сначала не очень понимали суть и цели. И только когда в сплошном ледо вом монолите побежали первые, чуть заметные, трещины, а все судовые двигатели по приказу капитана рванули полный ход назад, до нас дошло: капитан уловил шанс вырваться из ледового плена! Этот момент первых ледовых подвижек очень важен — следующий может и не проявиться. Все зависит оттого, где кромка льдов, куда и насколько они могут спружинить. Наконец, началось медленное шевеление ледовой массы сначала под кормой от работы винта, затем по бортам. Что было примечательно, имея курс на север— северо-запад, капитан не стал терять времени на длительный и опасный в этих льдах разворот судна, а двинул его кормой вперед по наметившейся трещине. Первым не выдержал старпом: — Александр Иванович, это опасно... руль, винт?! Ветров сделал вид, что не расслышал. Он-то лучше всех нас знал, как это опас но и чем ему грозит, если руль, винт и корпус... Почти трое суток, милю за милей отвоевывал капитан у ледового безбрежья в темноте полярной ночи. Он лишь на короткое время спускался в каюту наскоро перекусить или переодеться. Надобно заметить, что в те годы в сложных условиях Арктики и Антарктики, особенно при проводках караванов или ограниченной видимости, судоводители предпочитали управлять судном с верхнего открытого мостика. Кстати, на судах типа «Лена» предусматривались два варианта рулевого управления судном: из ру левой рубки и с верхнего навигационного мостика. И ходит Александр Иванович по мостику с крыла на крыло, бросая редкие ко манды рулевому да передвигая ручки машинного телеграфа с одного хода на дру гой. А вокруг зима, темнота порою перемежается сплошными снежными зарядами, морозы уже ниже 20°. Изредка напоминает: «Штурман, прикиньте место». Я спус каюсь в штурманскую рубку и долго не могу нанести точку на карту — руки зако ченели на морозе, пальцы не держат карандаш и циркуль. На исходе третьих суток появляются значительные разводья. Капитан, будто себе, скомандовал: — Пора, пошли на разворот, полный ход вперед и руль — право на борт! Судно медленно пошло на новый курс. А еще через сутки с юга появилась чуть заметная зыбь, значит где-то впереди в гудящей штормовой мгле есть открытая вода. Капитан долго вслушивается, затем устало говорит: — Держи, штурман, ближе к зыби, там должна быть кромка, — и тяжело сошел с мостика. Заканчивались четвертые сутки непрерывной, изнурительной борьбы со льда ми, впереди была кромка льдов — редкий разреженный лед, как говорят моряки- профессионалы. 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz