Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
жительных и довольно сильных западных ветров, дующих с Атлантики. Вот и те перь мы всего за двое суток по чистой воде прошли от Диксона до острова Викто рия, что между Землей Франца-Иосифа и Шпицбергеном. Затем обогнули с севера Шпицберген и 15 октября вышли в точку с координатами 81°34' северной 10°35' восточной и начали выполнять океанографическую станцию №1. Цель нашей ра боты здесь, насколько помнится, исследование и определение положения порога Нансена — мелководного района между северо-восточной оконечностью Гренлан дии и северо-западным побережьем Шпицбергена. По предположениям специалистов-океанографов этот подводный хребет яко бы препятствовал стоку вод из Арктического бассейна в Атлантический океан, что значительно влияло на различные гидрологические процессы в этом пограничном межокеанском регионе. Эти предположения, заметим, существовали около пятиде сяти лет назад. В последующие годы здесь работали несколько международных экспедиций, и весь район изучен достаточно подробно. А наше успешное плавание по чистой воде закончилось здесь за 81° северной широты. На следующий день была измерена глубина океана и проведена вторая океанографическая станция. 18 октября после очередного замера глубины, пока завшего 3286 метров, судно попало в ледовый дрейф. Работавший продолжительное время западный ветер круто перешел на восточ ный, юго-восточный, затем постепенно ослабел. Температура наружного воздуха понизилась до 20°. Пришла настоящая зима: подступила полярная ночь, пропала видимость, началась мощная перегруппировка тяжелых старых льдов, и судно бы стро вмерзло между огромных ледяных полей. Да, все должно делаться вовремя! Далее, в течение примерно недели, мы представляли собой более дрейфующую станцию «Северный полюс... очередной», чем судно в активном плавании. Прав да, экспедиционники проявляли героические усилия и делали очередные океано графические станции, но их качество, а главное места проведения, были далеки от запланированных. Судно совершало очень крутые зигзаги в своем дрейфе, а мы по несколько дней не имели возможности более-менее надежно определить местона хождение судна. И только замеры глубин иногда напоминали о том, что мы... куда-то дрейфу ем. Они колебались от 2800 до 3930 метров. Разброс, как нетрудно определить, был довольно разительный. Было ясно одно: за восемьдесят первой параллелью и око ло нулевого меридиана никаких признаков «порога» не было. Глубины в этих мес тах колебались между 2000 и 3500 метров. 26 октября — очередная сильная подвижка льдов. Пошли трещины, появились небольшие разводья. Запустили в работу все три главные машины. Начали разво рачивать судно носом на восточные румбы. По чуть заметным колебаниям ледо вых масс, у судоводителей сложилось мнение, что к востоку от судна должна быть большая вода. Медленно и очень трудно «Лена» подвигалась на восток. Появилась возможность провести очередную станцию по гидрологическому разрезу. Координаты судна к этому времени по счислению были: широта 82°04' север ная, долгота 07°22' восточная. Нас прилично подвинуло к северу. А ледовая масса медленно, но уверенно разряжалась. И капитан Ветров с начальником экспедиции Балакшиным решительно двинули «Лену» на север. Но ушли недалеко. Уже через три дня, 29 октября, в координатах широта 82°59' и долгота 13°58' движение снова прекратилось. А произошло это в ночное время. Все случилось как-то неожиданно. Предыду щим вечером около 22 часов мы не быстро, но уверенно шли в молодом льду. Чув 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz