Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

мая гибель на камнях в штормовых бурунах прибоя. Теперь уже не вспомнить точ­ но, какое расстояние отделяло катер от судна — думаю метра два или чуть более. Повисла тяжелая пауза — ничего невозможно предпринять. Я вдруг неожиданно для себя и, вероятно, еще более для присутствующих тут моряков вскочил на план­ шир фальшборта. Удерживаясь за стальную стойку, выждал несколько мгновений, пока катер приподнялся на очередной волне и, резко оттолкнувшись, прыгнул вниз. Этот спонтанный, нерасчитанный полет неожиданно оказался почти точным — я приземлился на палубу рубки катера. Однако жесткие удары ногами о стальной настил палубы и плечом о стойку леерного ограждения оказались очень чувстви­ тельны. Я с трудом спустился с рубки на палубу катера и долго не мог принять бросательные концы с судна. Ради справедливости надо заметить, что и ухватить их на качке было очень непросто. Ситуация на глазах у моряков неотвратимо усложнялась. Теперь стано­ вилась очевидной угроза не только для катера, но и оказавшегося на нем добро­ вольца. И все же почти на пределе длины выброски я ухватил спасительную «гру- шу». Дальше все пошло легче. Подобрав опускаемый с судна трос, я старательно, намертво закрепил его на кнехтах. А моряки дружными усилиями подтянули катер вплотную к борту судна. Я по штормовому трапу вскарабкался на палубу и под­ нялся на мостик. Капитан Ветров посмотрел на меня тяжелым взглядом и глухо, негромко сказал: «Все это красиво, но безрассудно, штурман. Еще не хватало вме­ сте с катером и моряка утопить». И уже заметно мягче добавил: «Что катер спас — молодец, но рисковать надо расчетливо. Вам же не двадцать и Вы штурман дальнего плавания!». И правда, мне тогда было двадцать восемь. Старый капитан, опытный командир, прошедший войну на море, знал, что го­ ворил. Он отвечал за каждого из нас и по-своему любил нас всех. Я ничуть не оби­ делся на этот выговор — вперед наука! А мой добрый друг, ныне капитан Сергей Алексеевич Смирнов, бывший тогда на «Лене» четвертым штурманом, потом артистично пародировал мой свободный полет над бездной. Сутки за сутками, прошла неделя, идет трудная выгрузка на пустынный берег острова Средний. Уже вторая половина сентября, в Арктике — глухая осень: нача­ лось свежее ледообразование, частые снегопады, стали короче световые дни. Вода густеет словно сливки — шуга и молодой лед растет на глазах. Рабочий катер уже не в силах тащить к берегу груженые понтоны, снегопады и морозы все интенсив­ нее. Наконец, пришло распоряжение начальника штаба моропераций: идти в Дик­ сон для довыгрузки там оставшегося на борту груза около 500 тонн и 300 тонн дизельного топлива. Да, неудачи постоянно преследуют нас. Рейс предполагался масштабный, об­ стоятельный и ответственный, а получилось, как говорят: ни два, ни полтора. Одно цепляется за другое. Из-за пожара на судне в Кронштадтском доке мы значительно запоздали с выходом в Арктику. А тут неблагоприятная ледовая обстановка, за­ блокировавшая подходы к берегу Северной Земли и неожиданный, более чем двух­ недельный, ледовый плен у северной оконечности архипелага. В результате мы не смогли пробиться к мысу Арктическому — не сменили зимовщиков, правда, оста­ вили их на Среднем, будут добираться по зимнему пути. Не успели обеспечить ос­ тавшихся полярников всем необходимым для зимовки. И на острове Среднем тоже не смогли полностью завершить выгрузку. Несмот­ ря на наши отчаянные усилия, каторжные условия работы на катерах, понтонах, в трюмах судна, на берегу в штормовом морском прибое, в ледяной воде, нам не удалось закончить работу полностью. Самое досадное — не все топливо слили в 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz