Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

лом и топливом настил стапель-палубы, искр электросварки загорелся мусор, струж­ ки и потеки топлива. Женщина-сварщица перепугалась и убежала с места работы, никого не поставив в известность. А когда вахтенные спохватились, пламя охвати­ ло всю носовую часть, стапель-палубу и деревянные строительные леса. Погода была летняя, жарко и сухо. В доке оказалась большая проблема с подачей воды для тушения пожара. И плохо бы нам пришлось в этом сухом доке, если бы не прибыли на помощь сравнительно мощные пожарные суда из Ленинграда. Моряки и пожарные боро­ лись с огнем с полуночи до 7 часов утра. Повреждения корпуса были большие, и ремонт соответственно значительно затягивался. В один из дней перед окончанием ремонтных работ я стоял суточную вахту. Под конец рабочего дня на борт прибыл посыльный из Ленинграда и вручил мне срочный пакет для капитана. Я расписался в получении и отправился к капитану. Александр Иванович, вернувшийся после пожара из Москвы, был, наверное, не в лучшем состоянии. Он поднял на меня усталый, потухший взгляд и кивнул головой на приветствие. Я вручил пакет и остановился в ожидании. Капитан тяжело под­ нялся с кресла, подошел к столу, вскрыл конверт. Там оказалась телеграмма. Про­ читав ее, Ветров опустился на стул и долго молчал, не обращая на меня внимания. Наконец, как бы очнувшись, он грустно сказал: — Да, крестник, наверное, отплавались мы с тобой в Антарктиду! И медленно, очень внятно прочитал телеграмму вслух. Я почти точно помню ее текст: «... решению руководства следующий рейс Антарктику снаряжаются Обь запятая Кооперация точка Вам остается только Север Бурханов». И еще немного помолчав, добавил: «Можешь сообщить экипажу, это официально, иди». Я вышел из каюты капитана и тяжело вздохнул. Ах, как нам всем хотелось еще хотя бы один рейс сходить в Антарктиду! Почему? Трудно сказать. Мы просто были истинные моряки, потомки тех матросов, которые : «...когда-то землю открывали!». 10 августа 1957 года дизель-электроход «Лена» прибыл после ремонта в Крон­ штадте в родной порт Мурманск. Мы не были здесь с ноября прошлого года. С тех пор экипажу выпало немало трудных испытаний — тяжелый и продолжительный второй антарктический рейс, чрезвычайные происшествия на борту, о которых я вкратце рассказал, многому научили моряков. Правда, в составе экипажа произошли большие изменения. Пришло много новых моряков, среди которых были опытные, но немало и новичков. Коснулись изменения и в составе судоводителей. Ушли в отпуск с последующими повышениями старпом Кирилл Чубаков и второй помощ­ ник Павлов, сменились боцманы и несколько матросов. Я был назначен третьим штурманом, а бывший третий — Александр Мизонов — шел уже вторым помощ­ ником. Четвертым помощником капитана пришел выпускник Херсонского море­ ходного училища Сергей Алексеевич Смирнов. Грамотный специалист, активный, энергичный командир Сергей Алексеевич, мой старый добрый друг, стал впослед­ ствии известным полярным капитаном. Участник нескольких антарктических рей­ сов на дизель-электроходе «Обь» в должности старшего помощника и дублера ка­ питана. Он в течение многих лет был капитаном «Лены» и по праву в нашем дру­ жеском кругу считался главным патриотом нашей «Лены» и любимым помощником капитана Ветрова. А нам предстоял сложный арктический снабженческий рейс и затем высокоши­ ротная гидролого-океанографическая экспедиция. Планировалось завезти различ­ ные грузы и отряд строителей на Северную Землю, в частности, на острова Сред­ ний и Домашний. Кроме того, предстояло доставить груз и смену зимовщиков на 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz