Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
лом и топливом настил стапель-палубы, искр электросварки загорелся мусор, струж ки и потеки топлива. Женщина-сварщица перепугалась и убежала с места работы, никого не поставив в известность. А когда вахтенные спохватились, пламя охвати ло всю носовую часть, стапель-палубу и деревянные строительные леса. Погода была летняя, жарко и сухо. В доке оказалась большая проблема с подачей воды для тушения пожара. И плохо бы нам пришлось в этом сухом доке, если бы не прибыли на помощь сравнительно мощные пожарные суда из Ленинграда. Моряки и пожарные боро лись с огнем с полуночи до 7 часов утра. Повреждения корпуса были большие, и ремонт соответственно значительно затягивался. В один из дней перед окончанием ремонтных работ я стоял суточную вахту. Под конец рабочего дня на борт прибыл посыльный из Ленинграда и вручил мне срочный пакет для капитана. Я расписался в получении и отправился к капитану. Александр Иванович, вернувшийся после пожара из Москвы, был, наверное, не в лучшем состоянии. Он поднял на меня усталый, потухший взгляд и кивнул головой на приветствие. Я вручил пакет и остановился в ожидании. Капитан тяжело под нялся с кресла, подошел к столу, вскрыл конверт. Там оказалась телеграмма. Про читав ее, Ветров опустился на стул и долго молчал, не обращая на меня внимания. Наконец, как бы очнувшись, он грустно сказал: — Да, крестник, наверное, отплавались мы с тобой в Антарктиду! И медленно, очень внятно прочитал телеграмму вслух. Я почти точно помню ее текст: «... решению руководства следующий рейс Антарктику снаряжаются Обь запятая Кооперация точка Вам остается только Север Бурханов». И еще немного помолчав, добавил: «Можешь сообщить экипажу, это официально, иди». Я вышел из каюты капитана и тяжело вздохнул. Ах, как нам всем хотелось еще хотя бы один рейс сходить в Антарктиду! Почему? Трудно сказать. Мы просто были истинные моряки, потомки тех матросов, которые : «...когда-то землю открывали!». 10 августа 1957 года дизель-электроход «Лена» прибыл после ремонта в Крон штадте в родной порт Мурманск. Мы не были здесь с ноября прошлого года. С тех пор экипажу выпало немало трудных испытаний — тяжелый и продолжительный второй антарктический рейс, чрезвычайные происшествия на борту, о которых я вкратце рассказал, многому научили моряков. Правда, в составе экипажа произошли большие изменения. Пришло много новых моряков, среди которых были опытные, но немало и новичков. Коснулись изменения и в составе судоводителей. Ушли в отпуск с последующими повышениями старпом Кирилл Чубаков и второй помощ ник Павлов, сменились боцманы и несколько матросов. Я был назначен третьим штурманом, а бывший третий — Александр Мизонов — шел уже вторым помощ ником. Четвертым помощником капитана пришел выпускник Херсонского море ходного училища Сергей Алексеевич Смирнов. Грамотный специалист, активный, энергичный командир Сергей Алексеевич, мой старый добрый друг, стал впослед ствии известным полярным капитаном. Участник нескольких антарктических рей сов на дизель-электроходе «Обь» в должности старшего помощника и дублера ка питана. Он в течение многих лет был капитаном «Лены» и по праву в нашем дру жеском кругу считался главным патриотом нашей «Лены» и любимым помощником капитана Ветрова. А нам предстоял сложный арктический снабженческий рейс и затем высокоши ротная гидролого-океанографическая экспедиция. Планировалось завезти различ ные грузы и отряд строителей на Северную Землю, в частности, на острова Сред ний и Домашний. Кроме того, предстояло доставить груз и смену зимовщиков на 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz