Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

помощника. Молодой, всего 30 лет, энергичный, общительный и предельно демокра­ тичный со всеми подчиненными. Он осматривал тяжеловесное грузовое устрой­ ство перед спуском «Пингвина» на воду. Старпом выслушал меня и проникновен­ но тепло сказал: — Я знаю, Леня, все это хорошо, но гляди в оба. Тут никто никогда глубин не измерял и банок, камней, меляк и прочей пакости не обследовал. Так что хотя бы на первых порах не гоняй на всю железку. Дело это серьезное, катер нужен будет позарез, гляди. И слегка хлопнув меня по плечу, побежал далее по своим старпомовским де­ лам. Кстати, он почти всегда не просто ходил, как всякий уважающий себя стар­ ший помощник, тем более такого судна, как «Лена», а шагал торопливо, постоян­ но намереваясь сорваться вскачь. Да, прекрасный был человек наш старпом. Всегда веселый, задорный, инициа­ тивный, азартный. Уже после антарктических экспедиций, когда он работал капи­ таном на судах Мурманского пароходства, а потом начальником администрации Северного морского пути, а я капитаном-наставником пароходства, при любой встрече его любимое приветствие — отнюдь не только мне — был веселый возглас: «А, героям Антарктики привет!». У него, по-моему, всегда и со всеми были дружеские отношения. Бывает вот так: вроде как и не было очень уж приятельских отношений, служебные ранги бывали весьма различны, а вот встретишься с человеком, поговоришь и хорошо, лег­ ко и спокойно становится на душе. И ему, я думаю, тоже всегда было нужно общение с людьми. Таким людям жить бы да жить, а вот уходят, к несчастью, до обидного рано. Кириллу Николаевичу еще и шестидесяти не было, когда он ушел от нас. А мы работали на «Пингвине» недели две-три. Водили от борта судна к берегу понтоны с грузом, заводили швартовные концы на берег, когда «Лена» к барьеру Отважных швартовалась, бегали (на посылках!) с различными поручениями между «Леной» и «Обью». Даже иногда пытались «отодвигать» обломки айсбергов от кор­ пусов судов. Правда, это получалось далеко не всегда удачно, очень уж разные весовые категории. Да мало ли дел бывало в тех антарктических краях у всех, в том числе и у нашего «Пингвина». Активно работал на «Пингвине» также четвертый помощник капитана дизель-электрохода «Обь» Алексей Ермохин, впоследствии известный капитан Мурманского пароходства, заслуженный моряк, мой добрый старый товарищ. Дел у всех было через край, выгружали грузы с судов порою в экстремальных условиях, строили поселок — базу будущей экспедиции, научные сотрудники вели регулярные исследования на незнакомом доселе обледенелом ма­ терике. И вот менее, чем через два месяца на пустынном суровом берегу моря Дейвиса выросли: большой антарктический поселок, обсерватория и база советских иссле­ дователей — Мирный. Местные острословы уточнили: «Самый южный порт Союза!». Официально Мирный был открыт 13 февраля 1956 года. По этому случаю состоялся митинг с участием моряков, ученых, строителей, других участников экспедиции. Был под­ нят Государственный флаг и исполнен гимн Советского Союза. Руководители экс­ педиции и капитаны судов выступали с горячими поздравительно-благодарствен- ными речами в адрес всех участников экспедиции. А мы, молодые (а собственно, почему молодые, нам было уже за 25 лет и около десятка лет морского стажа!) моряки, как и все, были горды и счастливы своим пусть скромным вкладом в это большое не только государственное, но и междуна­ родное дело. И что бы ни говорили потом разного пошиба политологи-демагоги, а 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz