Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
помощника. Молодой, всего 30 лет, энергичный, общительный и предельно демокра тичный со всеми подчиненными. Он осматривал тяжеловесное грузовое устрой ство перед спуском «Пингвина» на воду. Старпом выслушал меня и проникновен но тепло сказал: — Я знаю, Леня, все это хорошо, но гляди в оба. Тут никто никогда глубин не измерял и банок, камней, меляк и прочей пакости не обследовал. Так что хотя бы на первых порах не гоняй на всю железку. Дело это серьезное, катер нужен будет позарез, гляди. И слегка хлопнув меня по плечу, побежал далее по своим старпомовским де лам. Кстати, он почти всегда не просто ходил, как всякий уважающий себя стар ший помощник, тем более такого судна, как «Лена», а шагал торопливо, постоян но намереваясь сорваться вскачь. Да, прекрасный был человек наш старпом. Всегда веселый, задорный, инициа тивный, азартный. Уже после антарктических экспедиций, когда он работал капи таном на судах Мурманского пароходства, а потом начальником администрации Северного морского пути, а я капитаном-наставником пароходства, при любой встрече его любимое приветствие — отнюдь не только мне — был веселый возглас: «А, героям Антарктики привет!». У него, по-моему, всегда и со всеми были дружеские отношения. Бывает вот так: вроде как и не было очень уж приятельских отношений, служебные ранги бывали весьма различны, а вот встретишься с человеком, поговоришь и хорошо, лег ко и спокойно становится на душе. И ему, я думаю, тоже всегда было нужно общение с людьми. Таким людям жить бы да жить, а вот уходят, к несчастью, до обидного рано. Кириллу Николаевичу еще и шестидесяти не было, когда он ушел от нас. А мы работали на «Пингвине» недели две-три. Водили от борта судна к берегу понтоны с грузом, заводили швартовные концы на берег, когда «Лена» к барьеру Отважных швартовалась, бегали (на посылках!) с различными поручениями между «Леной» и «Обью». Даже иногда пытались «отодвигать» обломки айсбергов от кор пусов судов. Правда, это получалось далеко не всегда удачно, очень уж разные весовые категории. Да мало ли дел бывало в тех антарктических краях у всех, в том числе и у нашего «Пингвина». Активно работал на «Пингвине» также четвертый помощник капитана дизель-электрохода «Обь» Алексей Ермохин, впоследствии известный капитан Мурманского пароходства, заслуженный моряк, мой добрый старый товарищ. Дел у всех было через край, выгружали грузы с судов порою в экстремальных условиях, строили поселок — базу будущей экспедиции, научные сотрудники вели регулярные исследования на незнакомом доселе обледенелом ма терике. И вот менее, чем через два месяца на пустынном суровом берегу моря Дейвиса выросли: большой антарктический поселок, обсерватория и база советских иссле дователей — Мирный. Местные острословы уточнили: «Самый южный порт Союза!». Официально Мирный был открыт 13 февраля 1956 года. По этому случаю состоялся митинг с участием моряков, ученых, строителей, других участников экспедиции. Был под нят Государственный флаг и исполнен гимн Советского Союза. Руководители экс педиции и капитаны судов выступали с горячими поздравительно-благодарствен- ными речами в адрес всех участников экспедиции. А мы, молодые (а собственно, почему молодые, нам было уже за 25 лет и около десятка лет морского стажа!) моряки, как и все, были горды и счастливы своим пусть скромным вкладом в это большое не только государственное, но и междуна родное дело. И что бы ни говорили потом разного пошиба политологи-демагоги, а 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz