Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Все это очень интересно, но у моряков и экспедиционников свои заботы и про­ блемы. Опять надо спешить и предельно напрягаться. Лето в полном разгаре. Ле­ довый припай подтаивает, обламывается. А на борту «Лены» около пяти тысяч тонн грузов. Поэтому буквально с прихода начинаем выгрузку. Работаем в две смены по 12 часов — тяжело, к концу смены валимся с ног. Выгрузка производи­ лась в постоянно экстремальных условиях: постепенно разрушаются припай и ле­ довые тракторные дороги, на зыби рвутся швартовы, осыпается ледяными облом­ ками барьер (позднее назван барьером Отважных). Было крайне трудно, но не было другого выхода. Кроме того, все это делалось впервые, необычно, непрогнозируемо. День нашего прихода в Антарктиду был омрачен первым несчастьем. Погиб один из экспедиционников «Оби» Иван Хма- ра. Пытаясь спасти завалившийся в ледовую трещину трактор, он бросился в каби­ ну, включил скорость. Машина резко рванула, лед окончательно проломился, и Иван вместе с трактором в закрытой кабине мгновенно ушел в глубину моря. По­ гиб славный паренек, ему было всего 20 лет. Теперь его именем назван остров на рейде Мирного. На острове установили памятник с краткой надписью: «Ивану Хмаре. 1936—1956». Вечная память нашему отважному товарищу. Мы все были потрясены этой внезапной нелепой трагедией, первой, но, к сожалению, далеко не последней в Антарктиде. А на Антарктическом берегу одновременно с выгрузкой различных грузов с судов началось строительство поселка, основной базы советских полярников. Стро­ или всем миром — профессионалы-строители, моряки, ученые, летчики, радисты. Вероятно, строили не все и не всегда профессионально, но вдохновенно, с веселым задором и азартом. Начальник экспедиции, заслуженный полярник, Герой Совет­ ского Союза, прекрасный, добрый и внешне несколько застенчивый человек, Ми­ хаил Михайлович Сомов, глядя с доброй улыбкой на наши старания, говорил: — Молодцы, моряки, мы тут зимой будем с благодарностью вспоминать вас. Это для нас, молодых парней, было высшей похвалой и наградой. А вообще, тогда в Антарктиде была потрясающе приподнятая и взаимно уважительная об­ становка, безупречная дисциплина, сплоченность и очень благожелательные отно­ шения между всеми участниками экспедиции — от начальника до тракториста. Это­ му, в первую очередь, способствовали необычность обстановки и задач, которые нам было поручено решать. И на мой взгляд, главной объединяющей и сплачиваю­ щей силой во всем нашем очень разношерстном коллективе были научные сотруд­ ники экспедиции: ученые-исследователи, опытные полярники, не единожды зимо­ вавшие в Арктике, прошедшие огромную жизненную школу. Они знали цену безза­ ветной мужской дружбы, преданности делу и очень ценили это. А для нас, моряков, они были безусловными и непререкаемыми авторитетами во всем. Я до сих пор с трепетным уважением вспоминаю этих великих тружеников на­ уки и истинных рыцарей Арктики и Антарктики. Это — М. М. Сомов, И. В. Мак­ симов, А. Ф. Трешников, И. П. Мазурук, В. М. Кунин, О. А. Борщевский, Д. Д. Мак­ сутов, П. А. Гордиенко, К. К. Марков, О. С. Вялов, А. С. Таубер и другие. В последних числах января в районе нашей стоянки разразился особенно жес­ токий шторм. Скорость ветра с Антарктического материка достигала ураганной силы, метель, снежные заряды, видимость нулевая. Судно вместе с остатками при­ пая оторвало от берега. Пришлось срочно выбирать оборванные швартовые кон­ цы и выходить на внешний рейд Мирного, хотя рейд в данном случае понятие от­ носительное — это уже было открытое море, а точнее, прибрежная часть Южного океана. Легли в дрейф, время от времени работая машинами, чтобы удерживать 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz