Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Все это очень интересно, но у моряков и экспедиционников свои заботы и про блемы. Опять надо спешить и предельно напрягаться. Лето в полном разгаре. Ле довый припай подтаивает, обламывается. А на борту «Лены» около пяти тысяч тонн грузов. Поэтому буквально с прихода начинаем выгрузку. Работаем в две смены по 12 часов — тяжело, к концу смены валимся с ног. Выгрузка производи лась в постоянно экстремальных условиях: постепенно разрушаются припай и ле довые тракторные дороги, на зыби рвутся швартовы, осыпается ледяными облом ками барьер (позднее назван барьером Отважных). Было крайне трудно, но не было другого выхода. Кроме того, все это делалось впервые, необычно, непрогнозируемо. День нашего прихода в Антарктиду был омрачен первым несчастьем. Погиб один из экспедиционников «Оби» Иван Хма- ра. Пытаясь спасти завалившийся в ледовую трещину трактор, он бросился в каби ну, включил скорость. Машина резко рванула, лед окончательно проломился, и Иван вместе с трактором в закрытой кабине мгновенно ушел в глубину моря. По гиб славный паренек, ему было всего 20 лет. Теперь его именем назван остров на рейде Мирного. На острове установили памятник с краткой надписью: «Ивану Хмаре. 1936—1956». Вечная память нашему отважному товарищу. Мы все были потрясены этой внезапной нелепой трагедией, первой, но, к сожалению, далеко не последней в Антарктиде. А на Антарктическом берегу одновременно с выгрузкой различных грузов с судов началось строительство поселка, основной базы советских полярников. Стро или всем миром — профессионалы-строители, моряки, ученые, летчики, радисты. Вероятно, строили не все и не всегда профессионально, но вдохновенно, с веселым задором и азартом. Начальник экспедиции, заслуженный полярник, Герой Совет ского Союза, прекрасный, добрый и внешне несколько застенчивый человек, Ми хаил Михайлович Сомов, глядя с доброй улыбкой на наши старания, говорил: — Молодцы, моряки, мы тут зимой будем с благодарностью вспоминать вас. Это для нас, молодых парней, было высшей похвалой и наградой. А вообще, тогда в Антарктиде была потрясающе приподнятая и взаимно уважительная об становка, безупречная дисциплина, сплоченность и очень благожелательные отно шения между всеми участниками экспедиции — от начальника до тракториста. Это му, в первую очередь, способствовали необычность обстановки и задач, которые нам было поручено решать. И на мой взгляд, главной объединяющей и сплачиваю щей силой во всем нашем очень разношерстном коллективе были научные сотруд ники экспедиции: ученые-исследователи, опытные полярники, не единожды зимо вавшие в Арктике, прошедшие огромную жизненную школу. Они знали цену безза ветной мужской дружбы, преданности делу и очень ценили это. А для нас, моряков, они были безусловными и непререкаемыми авторитетами во всем. Я до сих пор с трепетным уважением вспоминаю этих великих тружеников на уки и истинных рыцарей Арктики и Антарктики. Это — М. М. Сомов, И. В. Мак симов, А. Ф. Трешников, И. П. Мазурук, В. М. Кунин, О. А. Борщевский, Д. Д. Мак сутов, П. А. Гордиенко, К. К. Марков, О. С. Вялов, А. С. Таубер и другие. В последних числах января в районе нашей стоянки разразился особенно жес токий шторм. Скорость ветра с Антарктического материка достигала ураганной силы, метель, снежные заряды, видимость нулевая. Судно вместе с остатками при пая оторвало от берега. Пришлось срочно выбирать оборванные швартовые кон цы и выходить на внешний рейд Мирного, хотя рейд в данном случае понятие от носительное — это уже было открытое море, а точнее, прибрежная часть Южного океана. Легли в дрейф, время от времени работая машинами, чтобы удерживать 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz