Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

тарктических вод в условиях внезапно накрывшего густого тумана дизель-элект­ роход «Лена» с полного хода (около 15 узлов) столкнулся с огромным айсбергом. Радиолокаторы той поры, особенно на шкалах ближнего обзора, были больше для куража, нежели для эффективного обзора. Но в тот раз нам повезло больше, чем обитателям печально известного «Титаника». Могучий корпус нового корабля, рассчитанный на работу в арктических льдах, да несколько скользящий наезд на ледяную гору спас судно и людей от катастро­ фы. Все произошло в полдень, по судовому времени — в обеденный час. Внезапный глухой удар, грохот и огромной силы жесткий сокрушительный толчок до основа­ ния потрясли корпус. Корабль резко завалился на левый борт (мы помним, что на «Титанике» толчок не все ощутили). Обедавшие в столовой и кают-компании мо­ ряки полетели в разные стороны на палубу вместе с кастрюлями, тарелками, лож­ ками и прочими обеденными принадлежностями. Выскочив на верхнюю палубу, мы были потрясены видом словно дымящейся снежно-ледовой стены, величаво проплывавшей в 10— 15 метрах мимо борта. По- чему-то мгновенно врезалось в память ощущение, что этот ледяной гигант даже не вздрогнул от наскока на него океанского корабля массой более 14 тысяч тонн. Да это и понятно: при высоте более 50 метров над водой и, соответственно, не менее 300 метров подводной части, его масса составляла сотни тысяч тонн ледового мо­ нолита. А по судну гремели колокола громкого боя: «Общесудовая тревога! Стоп маши­ ны! Шлюпку к спуску приготовить!». Судно остановилось. Старпом Чубаков с мат­ росами тщательно осмотрели со шлюпки место касания корпуса об айсберг. Мы, находившиеся на шлюпке еще под впечатлением недавнего сокрушительного удара, не верили глазам! На месте контакта корпуса (скуловая часть и штевень) с айсбергом нет абсолютно никаких повреждений кроме начисто содранной краски и словно серебряной поверхности металла бортовой обшивки. Ай да «Лена» — такой страш­ ный удар выдержала (к сожалению, далеко не последний). Доклад старшего по­ мощника капитану о результатах осмотра: «Шлюпку на место! Полный ход впе­ ред!». Туман к тому времени как внезапно накрыл, так и рассеялся. Это, вероятно, держалась локальная туманная волна вокруг того злосчастного айсберга. Трудный океанский переход продолжался. Впереди маячили знаменитые «ре­ вущие сороковые». Это определение пошло от английских моряков парусного флота. Район Мирового океана южного полушария примерно между 38—45° южной ши­ роты на протяжении всей истории плавания там парусных судов отличался особен­ но буйными штормовыми ветрами, которые именовались как «бравые весты». Над огромной водной акваторией, где нет спасительной суши континентов, извечно господствуют штормовые ветры западных направлений силой от 7—8 до 12 бал­ лов, разгоняя огромную океанскую волну. Более свирепых океанских штормов, чем в этом районе, нет в мире. По крайней мере, так считали бывалые, опытные моряки с парусных клиперов, шлюпов, плававших под всеми широтами Мирового океана. Нам тут тоже изрядно влетело. Около трех суток все было поставлено на дыбы. Судно временами зарывается в очередной гигантский вал до средней надстройки. Бортовая качка вдруг неожиданно чудовищно разворачивает судно вокруг верти­ кальной оси и валит его с одного борта на другой. И все повторяется снова и снова. Вот получила на очередном крене подвижку стоящая вертикально и закрепленная стальными бугелями за мачту тяжеловесная пятидесятитонная стрела. Мне и Саше Попову выпало (наша подвахта) подниматься на салинг носовой мачты и заводить за нок (верхний конец) стрелы дополнительное крепление. Да, это суровое испыта­ 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz