Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
тарктических вод в условиях внезапно накрывшего густого тумана дизель-элект роход «Лена» с полного хода (около 15 узлов) столкнулся с огромным айсбергом. Радиолокаторы той поры, особенно на шкалах ближнего обзора, были больше для куража, нежели для эффективного обзора. Но в тот раз нам повезло больше, чем обитателям печально известного «Титаника». Могучий корпус нового корабля, рассчитанный на работу в арктических льдах, да несколько скользящий наезд на ледяную гору спас судно и людей от катастро фы. Все произошло в полдень, по судовому времени — в обеденный час. Внезапный глухой удар, грохот и огромной силы жесткий сокрушительный толчок до основа ния потрясли корпус. Корабль резко завалился на левый борт (мы помним, что на «Титанике» толчок не все ощутили). Обедавшие в столовой и кают-компании мо ряки полетели в разные стороны на палубу вместе с кастрюлями, тарелками, лож ками и прочими обеденными принадлежностями. Выскочив на верхнюю палубу, мы были потрясены видом словно дымящейся снежно-ледовой стены, величаво проплывавшей в 10— 15 метрах мимо борта. По- чему-то мгновенно врезалось в память ощущение, что этот ледяной гигант даже не вздрогнул от наскока на него океанского корабля массой более 14 тысяч тонн. Да это и понятно: при высоте более 50 метров над водой и, соответственно, не менее 300 метров подводной части, его масса составляла сотни тысяч тонн ледового мо нолита. А по судну гремели колокола громкого боя: «Общесудовая тревога! Стоп маши ны! Шлюпку к спуску приготовить!». Судно остановилось. Старпом Чубаков с мат росами тщательно осмотрели со шлюпки место касания корпуса об айсберг. Мы, находившиеся на шлюпке еще под впечатлением недавнего сокрушительного удара, не верили глазам! На месте контакта корпуса (скуловая часть и штевень) с айсбергом нет абсолютно никаких повреждений кроме начисто содранной краски и словно серебряной поверхности металла бортовой обшивки. Ай да «Лена» — такой страш ный удар выдержала (к сожалению, далеко не последний). Доклад старшего по мощника капитану о результатах осмотра: «Шлюпку на место! Полный ход впе ред!». Туман к тому времени как внезапно накрыл, так и рассеялся. Это, вероятно, держалась локальная туманная волна вокруг того злосчастного айсберга. Трудный океанский переход продолжался. Впереди маячили знаменитые «ре вущие сороковые». Это определение пошло от английских моряков парусного флота. Район Мирового океана южного полушария примерно между 38—45° южной ши роты на протяжении всей истории плавания там парусных судов отличался особен но буйными штормовыми ветрами, которые именовались как «бравые весты». Над огромной водной акваторией, где нет спасительной суши континентов, извечно господствуют штормовые ветры западных направлений силой от 7—8 до 12 бал лов, разгоняя огромную океанскую волну. Более свирепых океанских штормов, чем в этом районе, нет в мире. По крайней мере, так считали бывалые, опытные моряки с парусных клиперов, шлюпов, плававших под всеми широтами Мирового океана. Нам тут тоже изрядно влетело. Около трех суток все было поставлено на дыбы. Судно временами зарывается в очередной гигантский вал до средней надстройки. Бортовая качка вдруг неожиданно чудовищно разворачивает судно вокруг верти кальной оси и валит его с одного борта на другой. И все повторяется снова и снова. Вот получила на очередном крене подвижку стоящая вертикально и закрепленная стальными бугелями за мачту тяжеловесная пятидесятитонная стрела. Мне и Саше Попову выпало (наша подвахта) подниматься на салинг носовой мачты и заводить за нок (верхний конец) стрелы дополнительное крепление. Да, это суровое испыта 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz